Колин Панталл: «Смысл фотографии меняется со временем»
Продолжается прием заявок на Bird in Flight Prize. Цель конкурса — поддержать авторов, которые отступают от традиционных изобразительных стандартов и ищут новые способы рассказать историю. Главная премия — 2 000 евро; еще 25 участников конкурса смогут получить рецензию на свои работы от членов жюри, среди которых — Миша Педан, Агнешка Ольшевска, Шадман Шахид и Арианна Ринальдо.
В преддверии конкурса редакция говорит с членами жюри о современной фотографии и ее роли. Ранее фотодиректор Financial Times FT Weekend Magazine Эмма Боукетт рассказала о приемах, которые использует в своей редакторской работе. В сегодняшнем выпуске лектор и публицист Колин Панталл рассуждает о фотографии как о ценном источнике информации о нашем прошлом.
Фотограф, публицист и лектор из Англии. Пишет о фотографии для Magnum и British Journal of Photography. Ведет серию онлайн-лекций о современной фотографии в Royal Photographic Society. Член жюри Bird in Flight Prize ‘20.
Что такое современная фотография? Она изменилась принципиально, скажем, за последние 50 лет?
Куратор и историк фотографии Марк Сили написал: «Архивные снимки — это послание из прошлого; они открывают и корректируют наше понимание того, какими мы были». Является ли сегодняшняя фотография продолжением чего-то исторического — или это нечто современное?
Я думаю, она комбинация исторического и современного. Фотография рассматривает изображения из прошлого; но идея о том, что картинка имеет фиксированный смысл, больше не актуальна. Фотография и наше понимание ее со временем меняется.
Мы видим фотографов, художников и писателей, таких как Ариэлла Азулай, которые смотрят на снимки прошлого и осмысляют их заново. Например, сейчас это происходит в связи с движением Black Lives Matter. Но такое же переосмысление происходит в разных странах: например, в Японии люди возвращаются к фотографии, связанной с имперским прошлым в Азии. Это происходит в Индии, Австралии, Юго-Восточной Азии, отчасти в Индонезии.
Я думаю, важно знать, кто создал то или иное изображение, для чего его использовали, как оно вписывается в исторический контекст. Все больше людей интересуются прошлым своей страны: собирают архивы, реконструируют исторические события, заново интерпретируют снимки.
Все больше людей интересуются прошлым своей страны.
Как вы думаете, какое место в фотографии занимают фотокниги?
Прошлое стало глобальным, фотография — более открытой, и я думаю, что во многом это связано с фотокнигами. С помощью фотокниг можно узнать о культурном наследии намного глубже, нежели с помощью других информационных источников. На моих полках есть советские, японские, китайские, нидерландские, африканские и латиноамериканские фотокниги.
Люди часто говорят: «Это некрасивая фотография». Что вы думаете о красоте?
Красивую фотографию может сделать каждый с помощью телефона.
Роль фотографии не в том, чтобы делать красивые картинки. Хорошая композиция имеет значение, но важнее характер, оригинальность, взгляд. Иногда фотография должна быть волнующей, даже уродливой. Фотография должна быть разной, в этом ее сила.
Вы преподаете фотографию — что вам важно рассказать студентам?
Я думаю, главное — показывать, что с помощью фотографии можно создавать истории и воспоминания. У изображения нет фиксированного смысла: то, как вы комбинируете текст или звук с фотографией, меняет смысл истории. В первую очередь надо учить именно этому.
Что вы хотите увидеть на конкурсе от участников?
Мне бы хотелось увидеть как можно больше разнообразия, в особенности от украинских фотографов. Интересных историй в комбинации с восточноевропейским сюрреализмом.
Что почитать: рекомендации Колина Панталла
— Photographing the Holocaust: Interpretations of the Evidence, Янина Струк
— «Человек ли это?», Примо Леви
Портрет Колина Панталла: Хенг Самнанг