Мир

Немецкий журналист на протяжении семи лет выдумывал репортажи — и получал за них премии

В середине декабря немецкий еженедельник Der Spiegel сообщил, что один из его лучших корреспондентов — Клаас Релоциус на протяжении семи лет писал статьи, в которых частично или полностью выдумывал сюжеты и героев. Недостоверная или вымышленная информация есть как минимум в 14 статьях репортера. С 2011 года в журнале опубликовали почти 60 материалов журналиста; многие из них были награждены премиями как лучший репортаж, а самого Релоциуса в 2014-м американский канал CNN назвал «Журналистом года». Обман удалось раскрыть благодаря другим журналистам — они связались с героями Релоциуса, которые, как оказалось, никогда не общались с корреспондентом.

Вне подозрений

В ноябре Der Spiegel опубликовал репортаж Клааса Релоциуса «Граница Джегера», написанный совместно с журналистом Хуаном Морено. В центре сюжета материала — Крис Джегер, бывший военный, потомок немецких переселенцев и безработный расист, организовавший отряд самообороны, который патрулирует американо-мексиканскую границу. Другие герои материала — мигранты из каравана, который пришел к границе США из Латинской Америки.

Морено с самого начала заподозрил, что с текстом Релоциуса что-то не так: журналисту показалось, что репортаж слишком литературный, а сами факты достаточно вторичны и ранее встречались в американской прессе. Однако Der Spiegel проигнорировал его замечания и опубликовал материал.

Выяснилось, что Релоциус никогда не встречался с героями своего материала — он просто выдумал их реплики.

Тогда Морено связался с объединением, в которое входит отряд Джегера, и узнал, что Релоциус никогда с ними не разговаривал. В свою следующую командировку в США Морено нашел героев репортажа и показал им фотографию немецкого журналиста. Так выяснилось, что Релоциус никогда не встречался с героями своего материала — он просто выдумал их реплики.

Как говорится в заявлении Der Spiegel, подозрения, что ведущий журналист издания занимается фальсификацией материалов, появились только у Морено. Руководство еженедельника начало расследование. Релоциус признался, что сфабриковал 14 репортажей. 19 декабря 33-летнего журналиста уволили. Его статьи будут доступны на сайте с пояснениями редакции до окончания внутреннего расследования.

«Вы связались не с тем маленьким городком»

Одновременно с новостями об увольнении Релоциуса на сервисе Medium появился пост двух жителей Фергюс-Фоллса, штат Миннесота. Мишель Андерсон и Джейк Крон в течение года расследовали частично выдуманную статью журналиста об их родном городе.

В 2017 году Релоциус отправился в Фергюс-Фоллс, население которого — 13 тысяч человек, чтобы описать типичный американский провинциальный городок, выбравший Трампа. Немецкий журналист провел в Миннесоте три недели и, по словам местных жителей, почти ни с кем не общался, а только просил попозировать для фотографий. Как сообщили Андерсон и Крон, в своем репортаже Релоциус не ошибся только в количестве населения, среднегодовой температуре и названии заведений.

Журналист переврал свою беседу с главой администрации города, выставив его девственником, который повсюду ходит с оружием.

Так, Релоциус написал, что город окружен дремучим лесом, который выглядит так, будто в нем живут драконы, хотя город стоит посреди степи, а на указателе при въезде якобы написано «Добро пожаловать в Фергюс-Фоллс, дом чертовски хороших ребят», что также является неправдой.

К тому же журналист переврал свою беседу с главой администрации города, выставив его девственником, который повсюду ходит с оружием, восхищается Трампом и французскими философами XVIII века. «Эндрю Брэмсет хотел бы в скором времени жениться, но, по его словам, он никогда не был с женщиной. Также он никогда не видел океан», — говорится в репортаже. В беседе с Андерсон и Кроном 27-летний Брэмсет рассказал, что ничего подобного не сообщал Релоциусу — ни про оружие, ни про Трампа, ни тем более про французских философов: он их даже не читал.

Fergus-Falls_02
Фергюс-Фоллс. Фото: Jesse Thorstad / Flickr
Fergus-Falls_01
Указатель на въезде в Фергюс-Фоллс. Фото: dinocro.info
Fergus-Falls_03
Памятник самой большой выдре, установленный в Фергюс-Фоллсе. Фото: Josh / Flickr

Кроме того, немец утверждал, что городок одержим фильмом «Американский снайпер», который якобы второй год идет в местном кинотеатре, выдумал 57-летнего работника угольного завода по имени Нил (при этом на фото — владелец местного фитнес-центра), рассказал, что хозяйка мексиканского ресторана Мария Родригес стала сторонницей Трампа. Мария Родригес действительно существует, однако она работает официанткой в этом ресторане и никогда не давала интервью журналистам.

В материале также есть утверждение, что 70,4% жителей Фергюс-Фоллса голосовали за Дональда Трампа (на деле — 62,6%). «Я бы охотно рассказал ему, как мы следили за подсчетом голосов на выборах в кафе Union Pizza и как мои коллеги и друзья плакали от досады, когда поняли, что Трамп станет нашим президентом», — написал Крон. Местные жители не отрицают, что у города есть проблемы, в том числе с расизмом, однако они не соответствуют тому, что описывает Релоциус.

Димитрий и Валерия с Майдана

Как выяснилось, Релоциус писал не только о США, но и об Украине. В 2016 году он сделал репортаж для швейцарского издания Reportagen о том, как Украина «меняет коррумпированных полицейских на добровольцев». Материал начинается с описания молодых людей по имени Димитрий и Валерия, которые молятся на Майдане за «души павших и будущее своей страны». Далее немец рассказывает о жизненном пути юноши и девушки: отчисление из университета из-за отказа платить взятку, работа Димитрия вышибалой в клубе и Валерии — стюардессой, активное участие в Майдане.

Релоциус пишет, что власти давили протестующих танками, а после революции правительство возглавил «производитель шоколада из Одессы». Затем, как говорится в тексте немецкого журналиста, Димитрий и Валерия становятся патрульными. Однако быстро разочаровываются в работе и думают, что, возможно, было бы лучше «стать пушечным мясом на Донбассе». Насколько репортаж Релоциуса об Украине соответствует действительности, неизвестно.

«Пулитцер» за несуществующего героя

Клаас Релоциус — не единственный автор, который получал престижные премии за выдуманные статьи. Одним из самых известных случаев фальсификации считается материал журналистки The Washington Post Джанет Кук.

В 1980 году 34-летняя Кук устроилась на работу в The Washington Post. Спустя несколько месяцев женщина представила статью «Мир Джимми», рассказывающую о восьмилетнем мальчике с героиновой зависимостью. Материал Кук обсуждали не только жители Вашингтона, но и вся Америка. Мэрия и полиция начали расследование, но, не найдя никаких следов Джимми, признали ребенка мертвым. В апреле 1981 года Джанет Кук получила Пулитцеровскую премию за «Мир Джимми». Спустя день стало ясно, что Кук выдумала историю о мальчике-наркомане, а также некоторые подробности своей биографии.

По словам журналистки, она решила выдумать репортаж из-за давления более опытных коллег, которые требовали от нее статью на подобную тему. После раскрытия обмана, возвращения награды и увольнения Кук издатель газеты Дональд Грэм заявил: «Я поверил в то, что прочел, и мы это опубликовали. Это великолепная статья, которая, к сожалению, при этом является фальшивкой».


Фото в анонсе: europeanpressprize.com

Лекция Ольги Бабич «Как провести коммерческую съемку и не облажаться»

Новое и лучшее

3 056

460

209
1 389

Больше материалов