Стой в сторонке и думай: Как получаются лучшие спортивные фотографии
Родилась и выросла в Москве, последние пять лет прожила в Южной Америке. Работала спортивным и репортажным фотографом в российских СМИ, сейчас — фотограф-фрилансер, сотрудничает с сайтом Bigpicture.ru.
95% работы спортивного фотографа — это скорость реакции на удачный игровой момент. Современные «топовые» зеркалки с суперчувствительным автофокусом и возможностью делать двенадцать кадров в секунду сильно упрощают работу фотографа, сводя к минимуму количество брака. Но такая продуктивность может сыграть с репортёром злую шутку: он перестаёт думать и искать новые кадры, зная, что камера и так сделает за него большую часть работы. Прийти на соревнование с участием Усэйна Болта с четырьмя тушками, ремоутом (камерами и пультом для дистанционного управления ими. — Прим. ред.) и полным комплектом оптики — это ещё не значит гарантированно получить удачный кадр. В конце концов, можно просто провозиться с собственным моноподом (разновидность штатива. — Прим. ред.) при смене камеры и пропустить момент, когда Болт перешагивает через тебя, направляясь к зрительским трибунам.
На Олимпиаде я всё снимала на одну камеру, старый Canon 5D Mark III, и его хватало за глаза: мне не нужен был вагон «канонических» кадров, за которыми гоняются агентские фотографы. Конечно, нет ничего прекраснее идеально сложенного спортивного момента, но скорострельность «пятёрки» не позволяла мне конкурировать с серьёзными дядями. Я старалась отснять дежурные 10–15 карточек, а дальше обращать внимание на мелочи.
Есть ещё одна причина не пытаться соревноваться с пуловскими фотографами (агентств Getty, Reuters, AP и AFP): у них по определению лучшие места. Они снимают близко к спортсменам, имея возможность использовать весь арсенал объективов: от сверхширокоугольных «фишаев» до портретников. У них самые продуманные позиции: в специальной яме, на возвышенности, посередине или у края игрового поля; на церемонии награждения для них стоят стулья по центру пьедестала. В общем, работают, как короли. Но пуловские фотографы платят за эту возможность отсутствием права на ошибку. Чаще всего они сидят на одном месте безвылазно до конца соревнований.
Что остаётся делать обычным фотографам? Работать головой, искать необычные ракурсы, перестать быть приложением к кнопке на фотоаппарате.
Первые два кадра — результат гендерного неравенства в сообществе фотографов. Церемонии награждения — самый адский жанр спортивной фотографии, особенно если награждают звезду мирового масштаба. На центральной точке начинается такая давка, что я предпочитаю стоять в сторонке и снимать медалистов сбоку. Так было и на футбольном, и на волейбольном турнирах. Главные действующие лица там — звезда бразильского футбола Неймар и легендарный бразильский волейболист, душа команды и любимец публики Сержиньо.
И вот — стадион «Маракана», церемония награждения. Я даже не пытаюсь лезть на рожон, а спокойно стою в сторонке. После официальной части Неймар бросается в мою сторону, бежит к трибунам и начинает рыдать в объятиях у родственников. Стоит ли говорить, что съёмка обнимашек оказалась в моих руках? У меня была самая выгодная точка строго по центру, без единого лезущего с боков объектива. Если бы не сдерживающий толпу фотографов за моей спиной волонтёр, в объятиях Неймара оказалась бы и я.
Или арена «Мараканазиньо», церемония награждения после волейбольного финала. Я снова стою в сторонке, когда за моей спиной появляется плачущий ребёнок, который оказывается сыном Сержиньо. Я ставлю мальчика перед собой и короткими очередями снимаю Сержиньо. На фото кажется, что он смотрит прямо мне в кадр, хотя, конечно, он общается с сыном.
Спортивные моменты, снятые «чисто», без лишних деталей на фоне — это хорошо.
Но на Олимпиаде стоит почаще включать в кадр олимпийскую символику, и иногда приходится как следует извратиться в поисках заветных пяти колец.
Женский теннис, парный разряд. Чтобы сделать это фото, пришлось зажать диафрагму до 14. Так получился резкий задний план, а потом я перешла в режим ручной фокусировки, потому что сетка мешала сфокусироваться на спортсменке.
Стрельба из лука, женщины. Чтобы резкими получились не только руки женщин, но и олимпийские кольца, пришлось зажать диафрагму до 45 и укоротить выдержку, подняв ISO до 12 800.
Мазня — любимый приём фотографов в те тоскливые моменты, когда совсем нечего снимать. Иногда она творит чудеса.
Детали тоже могут выручить спортивного фотографа. Если поймать нужный ракурс, они будут выглядеть очень эффектно.
Многие спортсмены делают татуировки в виде олимпийских колец. Невозможно не обратить на них внимание — фотографии получаются простыми, но запоминающимися. Единственное, что от вас потребуется — длиннофокусный объектив (от 500 мм) и наблюдательность.
Общие планы. Здесь всё просто — надо только найти красоту.
А иногда случаются чудеса.
Например, прямо рядом с тобой оказываются золотые шиповки Болта. Остаётся только распластаться под ними, и кадр готов. У меня есть и более чистый кадр без золотого айфона, но, на мой взгляд, именно айфон придаёт особый шарм оттенку шиповок.
Или Майкл Фелпс, выиграв четвёртое золото на Олимпиаде, игнорирует группу фотографов, ожидающих его для фотосессии, но потом всё-таки останавливается перед платформой на другой стороне бассейна. Ракурс со спины тоже имеет свои преимущества.
Но моё любимое в жанре спортивной фотографии — это эмоции. Была бы моя воля, только их бы и снимала.