Виктор Марущенко — о том, что произошло с фотографией в этом году
Попытайтесь представить, сколько фотографий вы встречаете за день — на билбордах и журнальных обложках, на страницах газет, новостных сайтах и в соцсетях. Визуальный поток огромен, поэтому, говоря сегодня о фотографии, стоит чётко разделять пространства её существования: информационное, коммерческое и арт-пространство.
В поле информационной фотографии — или, по Алану Коулману, «пресс-фотографии» — без особых перемен: новостную ленту, как и прежде, наполняют информационные агентства и фотобанки. При этом в поисках интересных снимков они всё чаще обращаются к социальным сетям. Другими словами, прибегают к услугам не профессиональных фотографов, а людей со смартфонами, которые оказываются на месте событий раньше, чем журналисты.
{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/vik_05.jpg", "alt": "", "text":"Любительский снимок крушения самолета на Гавайях, www.businessinsider.com"},
{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/vik_06.jpg", "alt": "", "text":"Любительский снимок казни курдского военного в Сирии, www.telegraph.co.uk"},
{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/vik_07.jpg", "alt": "", "text":"Любительский снимок аварии малайзийского «боинга» на Востоке Украины, www.independent.co.uk"}
Интересные перемены можно наблюдать в коммерческом поле, где началось слияние рекламной и фэшн-фотографии с арт-фотографией. Многие фотографы давно уже балансируют между искусством и заказами (Юрген Теллер, Райан МакГинли, Филип-Лорка Ди Корсия), а некоторые творчески вырастают в самом коммерческом поле, например, Вивиан Сассен или Эрвин Олаф.
{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/olaf_01.jpg", "alt": "", "text":"Фото: Эрвин Олаф"},
{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/olaf_02.jpg", "alt": "", "text":"Фото: Эрвин Олаф"},
{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/olaf_03.jpg", "alt": "", "text":"Фото: Эрвин Олаф"},
{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/olaf_04.jpg", "alt": "", "text":"Фото: Эрвин Олаф"},
{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/vik_12.jpg", "alt": "", "text":"Фото: Юрген Теллер"},
{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/vik_08.jpg", "alt": "", "text":"Фото: Юрген Теллер"},
{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/vik_13.jpg", "alt": "", "text":"Фото: Юрген Теллер"},
{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/vik_14.jpg", "alt": "", "text":"Фото: Юрген Теллер"},
{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/sassen_01.jpg", "alt": "", "text":"Фото: Вивиан Сассен"},
{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/sassen_02.jpg", "alt": "", "text":"Фото: Вивиан Сассен"},
{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/sassen_03.jpg", "alt": "", "text":"Фото: Вивиан Сассен"},
{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/sassen_04.jpg", "alt": "", "text":"Фото: Вивиан Сассен"}
Что касается непосредственно арт-пространства, то здесь есть несколько трендов, которые стали уже в какой-то степени клише. Например, метод «погружения в среду» (Борис Михайлов, Нэн Голдин, Антуан Д’Агата и другие), метод сложного фотопроизводства (Грегори Грюдсон, Джефф Уолл), исследование места при помощи камеры (Алек Сот).
Сенсационной стала продажа в конце этого года фотографии заурядного фотографа Питера Лика за $6,5 миллионов (это рекорд). Питер Лик — крепкий пейзажист, постобработчик и умелый промоутер своих работ — ловко обошел галеристов, искусствоведов и прочих экспертов и напрямую вышел на клиента с деньгами. Небывалый случай проявления менеджерских и маркетинговых навыков художника.
{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/dagata_01.jpg", "alt": "", "text":"Фото: Антуан Д’Агата"},
{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/dagata_02.jpg", "alt": "", "text":"Фото: Антуан Д’Агата"},
{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/dagata_03.jpg", "alt": "", "text":"Фото: Антуан Д’Агата"},
{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/dagata_04.jpg", "alt": "", "text":"Фото: Антуан Д’Агата"},
{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/crewdson_01.jpg", "alt": "", "text":"Фото: Грегори Грюдсон"},
{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/crewdson_02.jpg", "alt": "", "text":"Фото: Грегори Грюдсон"},
{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/crewdson_03.jpg", "alt": "", "text":"Фото: Грегори Грюдсон"},
{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/crewdson_04.jpg", "alt": "", "text":"Фото: Грегори Грюдсон"},
{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/soth_01.jpg", "alt": "", "text":"Фото: Алек Сот"},
{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/soth_02.jpg", "alt": "", "text":"Фото: Алек Сот"},
{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/soth_03.jpg", "alt": "", "text":"Фото: Алек Сот"},
{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/soth_04.jpg", "alt": "", "text":"Фото: Алек Сот"},
{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/vik_cover.jpg", "alt": "", "text":"Фото Питера Лика, проданное за 6,5 миллионов долларов"}
2014-й был годом значительного творческого рывка украинской фотографии. К сожалению, этому способствовали трагические события в нашей стране. Одной из главных тем стал Майдан: уже изданы книги, во многих странах проведены выставки, некоторые авторы отмечены престижными наградами.
{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/vik_15.jpg", "alt": "Группа «Шило», «Майдан»", "text":"Группа «Шило», «Майдан»"} ,
{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/vik_16.jpg", "alt": "Группа «Шило», «Майдан»", "text":"Группа «Шило», «Майдан»"},
{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/vik_17.jpg", "alt": "Группа «Шило», «Майдан»", "text":"Группа «Шило», «Майдан»"},
{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/vik_20.jpg", "alt": "Группа «Шило»/Влад Краснощёк, «Майдан»", "text":"Группа «Шило»/Влад Краснощёк, «Майдан»"},
{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/vik_21.jpg", "alt": "Группа «Шило»/Влад Краснощёк, «Майдан»", "text":"Группа «Шило»/Влад Краснощёк, «Майдан»"},
{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/vik_22.jpg", "alt": "Группа «Шило»/Влад Краснощёк, «Майдан»", "text":"Группа «Шило»/Влад Краснощёк, «Майдан»"}
Когда пересматриваешь снимки Майдана, особенно моменты противостояния, вспоминается фраза Роберта Капы: «Если ваши фотографии недостаточно хороши — значит, вы были недостаточно близко». Многие наши фотографы, снимая Майдан, подходили очень близко, рисковали жизнью, проявляли мужество и гражданскую позицию.
Майдан стал творческой площадкой для многих фотографов, снимавших там фотопроекты. Игорь Гайдай, Александр Чекменёв, Александр Курмаз, Борис Михайлов. Проект Михайлова был отмечен на биеннале Manifesta-10, работы группы «Шило» — на Paris Photo, проект Саши Курмаза «Ukraine: A Space of possibilities» оказался в числе лучших фотопроектов по версии Foam.
{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/vik_24.jpg", "alt": "", "text": "Саша Курмаз, «Ukraine: A Space of Possibilities»"},
{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/vik_25.jpg", "alt": "", "text": "Саша Курмаз, «Ukraine: A Space of Possibilities»"},
{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/vik_26.jpg", "alt": "", "text": "Саша Курмаз, «Ukraine: A Space of Possibilities»"},
{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/vik_27.jpg", "alt": "", "text": "Саша Курмаз, «Ukraine: A Space of Possibilities»"},
{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/vik_28.jpg", "alt": "", "text": "Саша Курмаз, «Ukraine: A Space of Possibilities»"},
{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/vik_29.jpg", "alt": "", "text": "Саша Курмаз, «Ukraine: A Space of Possibilities»"},
{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/vik_30.jpg", "alt": "", "text": "Саша Курмаз, «Ukraine: A Space of Possibilities»"},
{"img": "/wp-content/uploads/2014/12/vik_31.jpg", "alt": "", "text": "Саша Курмаз, «Ukraine: A Space of Possibilities»"}
Вместе с тем другая важная тема — война на Востоке — в фотографии получила менее заметное отражение. Но, возможно, ещё не время подводить итоги — надеюсь, украинские фотографы достойно зафиксируют и передадут это тяжелейший для нас период.
Сегодня мы особенно нуждаемся в фотографическом процессе, включающем в себя образование, книгоиздание, рынок фотографии, большее количество выставок и многое другое. Пока же этот процесс, увы, отсутствует, а успехи наших талантливых фотографов — скорее, исключение из правил.