Руками трогать: Что умеет интерактивное искусство
Интерактивные предметы искусства рассчитаны на участие зрителей — без них оно не раскрывается полностью. Такие инсталляции реагируют светом, звуком и движением на присутствие людей, их голос, прикосновения и даже эмоции.
Интерактивное искусство — явление довольно новое, но в быту мы давно привыкли к интерактивным предметам, которые откликаются на нажатие кнопки или тап по экрану. Художники же предлагают новые виды взаимодействия с объектами. Современная бытовая техника — например, новый холодильник LG DoorCooling+ — уже напоминает предметы искусства, с которыми можно «общаться» даже из отпуска.
Зритель как автор и экспонат
В прошлом году в музее Гронингер можно было рисовать светом по полу или валяться во флуоресцентной пыли. В отличие от привычных музейных выставок, где зрителя просят находиться на почтительном расстоянии от экспонатов, иммерсивная Presence приглашала посетителя к взаимодействию.
Инсталляция от художника Дана Росегарде побуждает зрителей осознать свое присутствие в музее: движениями тела они влияют на то, как выглядит выставка. Несколько комнат оборудованы светочувствительными поверхностями — можно принимать разные позы, ложиться на пол и трогать экспонаты, чтобы повлиять на результат.
В первой комнате голубая полоса света «сканирует» помещение — на поверхностях, к которым прикасается человек, остаются отпечатки его тени; во втором помещении внезапная вспышка света «фотографирует» силуэт посетителей на стенах и полу. Третья комната похожа на море, светящееся от планктона: флуоресцентная «звездная пыль» рассыпана по полу, в ней можно валяться и дурачиться. В четвертой находятся большие светящиеся шары, прикасаясь к которым зрители оставляют свой отпечаток. В последней комнате прозрачные шары лежат на темном полу — если задеть один из них, он покатится, оставляя светящийся след. Можно сесть на пол и использовать шар в качестве необычного средства для рисования.
«Следы» зрителей на выставке быстро исчезают, и новых посетителей ждет чистое пространство. Сам Росегарде в кураторской статье называет свое творчество технопоэзией и говорит, что с ее помощью он размышляет об изменениях климата и влиянии человека на мир.
Студия Росегарде также создала интерактивную игровую инсталляцию Marbles для улицы — светящиеся объекты похожи на большие булыжники, которые в ответ на прикосновения человека меняют цвет и издают звуки. Инсталляция превращает общественное пространство в интерактивный игровой ландшафт и помогает людям общаться. С 2012 года Marbles преображает небольшую площадь нидерландского города Алмере.
Фото: Peter Tahl / Daan Roosegaarde, Studio Roosegaarde
Видео: Daan Roosegaarde, Studio Roosegaarde
Поделись светом
Инсталляция Light Pollination выглядит неприметно: невысокая скульптура, переливающаяся слабым свечением в темноте. Но стоит поднести к ней источник света — к примеру, фонарик смартфона, — и она будто вбирает в себя этот свет и распространяет его по всей поверхности.
Фото: Amandine Alessandra / Universal Assembly Unit
Видео: Dezeen
Скульптура от студии Universal Assembly Unit состоит из 20 тысяч оптоволоконных труб, в которые вставлены точечные светодиоды и сенсоры, измеряющие интенсивность освещения. Она побуждает зрителя «общаться» с искусственным светом как с живым организмом. Эта работа, представленная несколько лет назад на фестивале в Лондоне, намекает на то, какими могут стать технологии городской инфраструктуры — например, освещения.
Свет мой, зеркальце
В прошлом году «поиграть» с освещением можно было в американском городе Александрия, штат Вирджиния. Там была установлена инсталляция Mirror Mirror, разорванный круг высотой два метра и диаметром — больше семи. Возле и внутри скульптуры могут ходить люди; снаружи ее «стены» выглядят зеркальными, а в середине — созданными из разноцветного стекла.
Светодиодные светильники внутри каждой вертикальной панели круга активируются, когда раздается звук голоса, и светятся; при этом внешние панели из зеркальных становятся прозрачными, а внутренние остаются зеркальными, создавая бесконечное красочное отражение и лес света. Дизайнеры из нью-йоркской студии SOFTLab использовали для Mirror Mirror технологию линзы Френеля, придуманную в XIX веке, — такую линзу использовали в маяке этого города.
Фото: Alan Tansey / SOFTLab
Видео: SOFTLab
Подобная технология, InstaView Door-in-Door, применена в холодильнике LG. Если постучать по стеклу, он отреагирует и из зеркального станет прозрачным — можно, не открывая дверцу, посмотреть, закончился ли сыр и что на обед.
Создай свою музыку
Инсталляция JEM в Брисбене (Австралия) позволяет прохожим замиксовать классный трек, даже если они не умеют сводить музыку. Достаточно зайти внутрь переливающейся LED-диодами «клетки» и начать двигаться — электронные треки подстроятся под вас.
Можно пройти вглубь, чтобы понизить тон звука, или просто упасть на пуфик или гамак и наблюдать, как меняется подсветка и ритмичная музыка. Австралийская студия Eness создала эту работу, чтобы привлечь людей в новый район города.
Видео: Eness
…и звезду
Интерактивность — это не только прямое взаимодействие человека и объекта. The Infinite Crystal Universe — световая иммерсивная скульптура арт-коллектива teamLab, на которую зритель может влиять при помощи смартфона. Если выбрать на экране объект (звезду, планету или абстрактную форму) и свайпнуть его с экрана, он моментально возникнет рядом со зрителем.
Фото: teamLab / Pace Gallery
teamLab, The Infinite Crystal Universe, 2018, Interactive Installation of Light Sculpture, LED, Endless
Для каждого посетителя скульптура выглядит по-своему, но всегда — бесконечным космическим пространством. Трехмерные объекты создаются из диодов на множестве вертикально натянутых лент. «Вселенную» сейчас можно открыть для себя в Макао и Токио.
Подобное взаимодействие с предметами через смартфон — уже привычное нам явление. Приложение LG ThinQ помогает управлять вашим холодильником: включать режим быстрой заморозки перед внезапным приходом гостей, запускать режим экономии электроэнергии «Отпуск» с другого конца света или проверять, как прибор работает.
За интерактивностью будущее — сейчас ее применяют для развлечения и эстетики, но скоро она может стать обыденностью в интерьерах, архитектуре и городском пространстве. Современная техника помогает пустить ее в свой дом уже сейчас.
Видео на обложке: Daan Roosegaarde, Studio Roosegaarde