Немного ЛСД в фотоаппарате
(Фото на обложке: Jeansman-Lee/flickr.)
Если бы только великий гуру психоделики Тимоти Лири увлёкся ломографией, он бы рвал на себе волосы от того, что напрасно потерял столько времени с галлюциногенами. Мог бы спокойно расширять сознание, пощёлкивая питерским «ЛОМО Компакт-Автомат».
Эта простая, как дверь, плёночная камера с автоматической экспозицией — реактивная наркота, которая совершенно легально уносит крышу на Луну. Некоторые наивные ломографы искренне верят, что волшебный эффект возникает потому, что им просто нравится фотографировать. Ха!
Снимать на ломо — это всё равно что добавить в борщ щепотку ЛСД. Можно фотографировать хоть бетонный столб во дворе — всё равно получатся яркие, дышащие жизнью снимки. Они заставляют замирать от восторга и смотреть на них не отрываясь. Куда уж там пейзажам Ансела Адамса.
{ "img": "/wp-content/uploads/2015/04/lomo01.jpg", "alt": "", "text": "Kevin Dooley/flickr" },
{ "img": "/wp-content/uploads/2015/04/lomo02.jpg", "alt": "", "text": "Kevin Dooley/flickr" },
{ "img": "/wp-content/uploads/2015/04/lomo03.jpg", "alt": "", "text": "Kevin Dooley/flickr" },
{ "img": "/wp-content/uploads/2015/04/lomo04.jpg", "alt": "", "text": "matt/flickr" },
{ "img": "/wp-content/uploads/2015/04/lomo05.jpg", "alt": "", "text": "matt/flickr" },
{ "img": "/wp-content/uploads/2015/04/lomo06.jpg", "alt": "", "text": "Kevin Dooley/flickr" },
{ "img": "/wp-content/uploads/2015/04/lomo07.jpg", "alt": "", "text": "nothing to hide/flickr" }
Все снобы, которые говорят, что фотография сначала создаётся в голове — обломитесь. Настоящая свобода — нажимать на кнопку, не представляя, что выйдет на снимке. Поэтому ломографы снимают с бедра.
Что ни нащёлкай, всё будет красиво. Широкоугольный объектив с особыми линзами так исказит картинку, что даже консервная банка удивит глубиной и заиграет новыми гранями. А просроченная плёнка добавит эффект случайно выбранного фильтра. Готовый аналоговый Инстаграм.
По сути, ломография и есть та же визуальная соцсеть. Съёмка ломокамерой — это способ доказать окружающему миру, что ты молод, весел и нестандартен. И что ты вообще существуешь.
Идеологи ломодвижения говорят о свободе самовыражения и глобальной миссии задокументировать жизнь, прекрасную как она есть. Эта красивая маркетингово верная идея магнитом тянет в ряды ломографов тысячи желающих.
{ "img": "/wp-content/uploads/2015/04/lomo08.jpg", "alt": "", "text": "Kevin Dooley/flickr" },
{ "img": "/wp-content/uploads/2015/04/lomo09.jpg", "alt": "", "text": "slimmer_jimmer/flickr" },
{ "img": "/wp-content/uploads/2015/04/lomo10.jpg", "alt": "", "text": "philippe leroyer/flickr" },
{ "img": "/wp-content/uploads/2015/04/lomo11.jpg", "alt": "", "text": "Kevin Dooley/flickr" },
{ "img": "/wp-content/uploads/2015/04/lomo12.jpg", "alt": "", "text": "Andrew Bartram/flickr" },
{ "img": "/wp-content/uploads/2015/04/lomo13.jpg", "alt": "", "text": "stephanie/flickr" },
{ "img": "/wp-content/uploads/2015/04/lomo14.jpg", "alt": "", "text": "Andreina Schoeberlein/flickr" },
{ "img": "/wp-content/uploads/2015/04/lomo15.jpg", "alt": "", "text": "Chema Hernández/flickr" },
{ "img": "/wp-content/uploads/2015/04/lomo16.jpg", "alt": "", "text": "Justin De La Ornellas/flickr" },
{ "img": "/wp-content/uploads/2015/04/lomo17.jpg", "alt": "", "text": "Tαlithα Jocαbed Mo/flickr" },
{ "img": "/wp-content/uploads/2015/04/lomo18.jpg", "alt": "", "text": "Khánh Hmoong/flickr" },
{ "img": "/wp-content/uploads/2015/04/lomo19.jpg", "alt": "", "text": "Carlos Novillo Martín/flickr" },
{ "img": "/wp-content/uploads/2015/04/lomo20.jpg", "alt": "", "text": "PoL Úbeda Hervàs/flickr" }
Многие решают, что быть хорошим фотографом — это просто снимать что попало и как попало, потому что так велит сердце. Но — на правильную камеру. И радостно расставляют свои фотографии на «ломокарте» — где-то между хипстерскими кедами (вид сверху) и селфи бородатого дядьки в общественном туалете.
Снимки из туалета — явление совершенно в духе философии ломо. Хороший ломограф так же физиологично щёлкает затвором, как ест, спит и ходит по нужде. Некоторые гуру без камеры теряют способность к продолжению рода.
Зато те, кто сумел во время создания визуальной летописи обзавестись детьми, наконец-то передают свои камеры тем, кому они подходят идеально. Потому что самый лучший ломограф — это четырёхлетний шкет с незамутнённым сознанием, который нажимает на спуск, просто чтобы услышать прикольный щелчок. Вот она — истинная радость творчества.
{ "img": "/wp-content/uploads/2015/04/lomo21.jpg", "alt": "", "text": "Cameron Russell/flickr" },
{ "img": "/wp-content/uploads/2015/04/lomo22.jpg", "alt": "", "text": "Eisabeth.Skene/flickr" },
{ "img": "/wp-content/uploads/2015/04/lomo23.jpg", "alt": "", "text": "Kevin Dooley/flickr" },
{ "img": "/wp-content/uploads/2015/04/lomo24.jpg", "alt": "", "text": "Nick Page/flickr" },
{ "img": "/wp-content/uploads/2015/04/lomo25.jpg", "alt": "", "text": "Kevin Dooley/flickr" },
{ "img": "/wp-content/uploads/2015/04/lomo26.jpg", "alt": "", "text": "Tyler Wilson/flickr" },
{ "img": "/wp-content/uploads/2015/04/lomo27.jpg", "alt": "", "text": "Kevin Dooley/flickr" }
Но существует и совершенно обособленная каста ломографов, достойная восхищения. Это настоящие средневековые учёные, которые в поисках философского камня фотографии проявляют плёнку красным вином или экспериментальной химией. И с отвагой инквизитора поджигают негативы и вытравливают их аммиаком, чтобы заставить кадры открыть свою потустороннюю сущность.
Что толкает человека на риск надышаться всякой дрянью и погубить только что отснятые плёнки? Всё то же шило, которое сидит в заднице каждого гениального фотографа.
Благодаря нему Картье-Брессон метался по всему миру за лучшими кадрами для ума и сердца. Роберт Капа лез в самые горячие точки, где жизнь сталкивается лбом со смертью. А Ансел Адамс шёл тысячи километров, чтобы найти виды, которые делают существование человека ничтожным по сравнению с вечностью.
Так что среди ломографов есть и неравнодушные к тому, какие получатся фотографии. Парадокс в том, что как только они выходят за рамки простого бытописания и начинают прикладывать усилия к изменению реальности в своих снимках, они перестают быть ломографами. Они взрослеют.