Культурный дайджест

Витраж для королевы и нежный Мэпплторп: Неделя в мире искусства

В рубрике «Культурный дайджест» Bird In Flight рассказывает, что нового произошло в мире искусства за неделю. В сегодняшнем выпуске — о том, можно ли проводить выставку без согласия автора, ретроспектива года в Нью-Йоркском музее современного искусства и неожиданно нежный Мэпплторп.
Наталья Горожанцева

Куратор выставок современного искусства, редактор раздела «События» на сайте журнала «Артгид». Окончила искусствоведческое отделение МГУ и «Свободные мастерские». Читает лекции в ММОМА, пишет статьи для журнала «Диалог искусств».

В Нью-Йорке открылась ретроспектива Франсиса Пикабиа

Одной из самых мощных выставок за целый год стала недавно открывшаяся ретроспектива творчества художника Франсиса Пикабиа в Нью-Йоркском музее современного искусства. Творческий путь Франсиса Пикабиа не был таким ослепительным, как у его современника и ветерана модернизма Пикассо: Пикабиа не громогласный, но крайне эксцентричный художник. Однако он подкупает своей честностью, выраженной в искренней страсти к движению и изменениям.

В попытке «одушевить» свои мысли Франсис испробовал множество изобразительных направлений — от импрессионизма до дадаизма. Фигуры, меняющие свои размеры и форму, странные сюжеты, скрещивание человека то с животным, то с растением, то с другим человеком — во всей этой фантасмагории образов Пикабиа так и не озаботился создать какой-нибудь один внушительный шедевр, по которому дилетанты от искусства смогли бы его идентифицировать. Ретроспектива Пикабиа носит название «Наши головы круглые, так что мысли могут менять направления», что метко описывает художественный посыл этого знакового французского художника.

digest221016_01
Фото: Centre Pompidou

Выставку Ансельма Кифера в Китае откроют вопреки его протестам

Абсурдная ситуация сложилась в Музее искусств центральной академии художеств в Пекине. Музей подготовил выставку Ансельма Кифера — известного, успешного и очень дорогого немецкого художника, а чуть позже выяснилось, что сам художник категорически против проведения выставки в Китае в подобном формате, о чем он официально заявил. Как выяснилось, у Кифера были собственные планы на «покорение» Китая, и скромная для такого значительного художника выставка при университетском музее может сорвать эффект триумфального дебюта, на который рассчитывал художник.

Формально, поскольку экспонаты принадлежат частным коллекционерам и институциям, музей вправе выставить их вопреки желанию автора. Но вокруг вопроса об этичности проведения выставки без согласия художника разросся большой скандал. Пекинский музей упрекает немецких организаторов выставки, музей Людвига в Кобленце; так или иначе, отношения между всеми участниками и перспектива будущих выставок оказались изрядно подпорчены.

digest221016_02
Ансельм Кифер рядом со своей работой. Фото: Joel Saget / AFP / East News

Мэпплторп, каким вы его не видели, — новая выставка

Говоря о выставках недели, нельзя не отметить открывшуюся недавно выставку Роберта Мэпплторпа в галерее Элисон Жак в Лондоне. Выставка приурочена к 70-летию со дня рождения фотографа, скончавшегося в 1989 году. Куратор (фотограф Юрген Теллер) решил показать творчество своего коллеги с неожиданного ракурса, отыскав в коллекции фонда Мэпплторпа в Нью-Йорке редкие фотоснимки.

Думая о Роберте Мэпплторпе, мы сразу представляем себе брутальную классику обнаженного тела; цветы, напоминающие половые органы, и канонические снимки знаменитостей. Теперь можно будет увидеть художника с более нежной и романтической стороны: на выставке будут показаны фотографии, изображающие всякую живность и редкие портретные снимки, полные тонкости и нежности. Найти романтическую жилку в творчестве такого маскулинного художника, как Мэпплторп, оказалось непростой задачей, но это кураторское решение можно назвать не иначе как похвальным, ведь для искусства крайне важно разбавлять застоявшийся имидж, открывая неизвестные страницы творчества современных классиков.

digest221016_03
Фото: Robert Mapplethorpe Foundation. Courtesy of Alison Jacques Gallery, London.

В Вестминстерском аббатстве появится витраж, посвященный царствованию Елизаветы II

Известный художник и один из лидеров британского поп-арта, 79-летний Дэвид Хокни создаст витраж, отдающий дань самому длинному правлению в истории страны. Англичанин, ранее отказавшийся от посвящения в рыцари и однажды уклонившийся от просьбы написать портрет королевы, ссылаясь на то, что все его время отнимает работа над изображением ее страны, Хокни был признан самым подходящим кандидатом. По словам представителя аббатства, Дэвид получит почти полную свободу действий.

Витраж высотой 6,1 метра и шириной 1,8 метра получит название «Окно королевы». Стоимость работы не раскрывается, но уточняется, что ее покроют два пожелавших остаться неизвестными благотворителя. Витраж будет готов к июню 2018 года, когда в аббатстве будет открыта Бриллиантовая королевская юбилейная галерея; до тех пор королеве будут сообщать о ходе работ.

digest221016_05
Фото: Leon Neal / AFP / East News

Новое и лучшее

37 611

8 844

10 798
11 034

Больше материалов