Made in Bila Tserkva: Как украинским производителям гитар удалось выйти на мировой рынок
Владельцы салона для коллекционеров Walt Grace Vintage в Майями называют себя посредниками в исполнении мечт. Их товар — раритетные автомобили и гитары, лучшие образцы эмоционального дизайна и технического совершенства. Среди автомобилей — «Ягуар» 1957 года и спортивный «Феррари» 1958-го. Среди гитар — винтажные Gibson и Fender. А также несколько моделей Universum Guitars: Elena Delta за $3 570, Elena Gamma за $3 950 и Elena Epsilon Bass за $3 780. Елена — так зовут жену проектировщика и разработчика этих гитар, Александра Дорошенко из Белой Церкви. Сегодня его инструменты хорошо известны специалистам во всем мире. Хотя еще два года назад таких гитар не существовало даже в задумке.
Как все начиналось
В 2016 году в Белой Церкви инженер-конструктор и коллекционер гитар Александр Дорошенко пришел починить один из своих инструментов в мастерскую братьев Вадима и Дмитрия Гавриленко. Познакомились, разговорились и уже в следующую встречу обсуждали идею совместного проекта.
Александру немногим более пятидесяти. Усы как у детектива Магнума и спущенные на кончик носа очки делают его даже внешне похожим на изобретателя. В 1980-х начинающий инженер мечтал заполучить гитару, на которой играл Андрей Макаревич. Мечта исполнилась с лихвой: теперь Макаревич играет на гитарах, спроектированных Дорошенко.
За брендом Universum Guitars стоят несколько человек. Александр Дорошенко — автор проектов, все 40 моделей гитар Universum (в том числе одна складная, существующая в единственном экземпляре) сделаны по его чертежам. Мастер Вадим Гавриленко занимается производством. Гитары делают даже из древесины, запасы которой были заготовлены еще двадцать лет назад. За продвижение бренда за границей отвечает Павел Мастеров. Его работа — обеспечить присутствие украинских гитар на специализированных выставках по всему миру.
Переезжать куда-либо из Белой Церкви основатели компании не собираются — верят в магическую силу города.
Как делают гитары
В просторном цехе с большими окнами пахнет древесной стружкой. Здесь делает грифы и корпусы гитар, на втором этаже — полировка, покраска, сушка и сборка. Основатели Universum говорят, что производственная мощность позволяет делать больше тысячи гитар в год, но за объемами тут не гонятся — за полтора года выпустили чуть более ста инструментов, стоимостью от $700 до $6 300.
«Цена во многом зависит от того, сколько дерево сушилось в естественных условиях. Другие компании, чаще всего в азиатских странах, в производстве гитар используют свежую древесину, которую на скорую руку досушивают в специальных камерах. Мы так не делаем, для нас это принципиальный момент», — поясняет Вадим Гавриленко.
Всю гитарную фурнитуру из бронзы и латуни отливают здесь же, в Белой Церкви. Привозные — только струны, колки и электроника. При этом владельцы компании отмечают, что сырье составляет незначительную долю издержек — больше денег уходит на практические эксперименты по созданию новых моделей.
Александр Дорошенко уверяет, что главная ценность гитар — в особом подходе к проектированию. «Каждая гитара — результат математических расчетов по разработанной мною методике, которая основана на принципах золотого сечения, — говорит он. — Инструмент — это колебательный контур, состоящий из струн, двух опор и дерева. Зная пропорции золотого сечения, можно не только спрогнозировать распределение звуковых волн, но даже управлять ими».
Методы золотого сечения Александр Дорошенко применяет не только к гитарам. Он также, придерживаясь золотых пропорций, спроектировал сковородки и деревянные подставки, которые изготавливают здесь же, в одном цехе с люксовыми инструментами.
Как разработали дизайн
В отделке гитар используют перламутр, позолоту или африканское черное эбеновое дерево: кубометр такой древесины стоит $200 тысяч.
Основатели Universum гордятся дизайном своих гитар и уверяют, что разрабатывали его сами, без привлечения художников со стороны и без оглядки на Gibson и Fender. При этом Александр Дорошенко все же признается, что его вдохновляет Пол Рид Смит, в свое время превратившийся из мастера-одиночки в крупного производителя гитар. С ним в Universum хотели бы сделать коллаборацию.
Как продвигают бренд
Сооснователь и партнер Universum Guitars Павел Мастеров говорит, что фабрику впервые заметили на выставке Namm Musikmesse Russia в сентябре 2016-го. Затем гитары из Белой Церкви оказались в Германии, на франкфуртской музыкальной ярмарке Musikmesse Frankfurt и на Holy Grail Guitar Show в Берлине, где собираются самые известные музыкальные мастера со всего мира.
В январе Universum привезет двадцать своих лучших гитар в Калифорнию на NAMM Show — одну из крупнейших выставок музыкальных инструментов, куда съезжаются тысячи блогеров, журналистов и музыкантов.
«Договориться с кем-то для меня большой азарт, но участие в таких мероприятиях — это всегда риск. Если участникам выставки твои гитары не понравятся, они честно об этом напишут, что, конечно, скажется на спросе, — рассказывает Павел. — Но до сих пор мы получали самые хорошие отзывы. И нам есть чем гордиться: компании меньше двух лет, а наши гитары уже были в руках у Элиса Купера, Томми Эммануэля и Джона Патитуччи».
С Купером владельцы Universum познакомились во время его концертов в Литве и Германии. В ближайшее время специалисты из Белой Церкви планируют сделать гитару для его группы Hollywood Vampires. «Надо сказать, что нам везет и отношение к нам очень позитивное, — отмечает Павел Мастеров. — В 99% случаев от звучания и вида наших гитар люди приходят в восторг».
В Universum считают, что их покупатели — люди эмоциональные, и делают ставку в том числе на молодое поколение, интересующееся рок-музыкой. Вскоре на базе фабрики откроется школа, которую будет курировать киевский гитарист Серго Чантурия. Первый ученик — десятилетний Сава Богорад, которого здесь считают будущей звездой.
Основатели Universum не собираются превращать свой бизнес в конвейерное производство. Их инструменты не продаются в сетевых магазинах, и тем не менее узнаваемость бренда растет: Universum покупают в Израиле, Украине, России и США. А в планах — Япония, Канада, Австралия и Скандинавия.
«Мы не пытаемся конкурировать с гигантами вроде Gibson и Fender. Недавно фабрика Framus & Warwick, существующая с 1946 года, открыла новое производство и частично механизировала его. То есть там больше нет живых мастеров, которые месяцами колдуют над инструментом. Гитары, сделанные на конвейере, уже не будут живыми. Мы бы так не хотели», — говорит Александр Дорошенко.