«У киноиндустрии есть государственная поддержка, у нас — нет»: Зачем украинским музыкантам профсоюз
Профсоюз появился в августе, сегодня у организации уже есть устав, руководство и наблюдательный совет. Среди членов объединения — певица Оля Полякова, владелец компании Secret Service EA Михаил Ясинский, клипмейкер Алан Бадоев, продюсер Юрий Никитин, электронный музыкант Cape Cod, организатор фестивалей и форума Kyiv Music Days Евгения Стрижевская и другие представители сферы.
Как заявляют основатели профсоюза, организация будет разрабатывать проекты законов, регулирующих музыкальную индустрию, защищать интересы ее представителей на государственном уровне, улучшать условия труда. В комментариях Bird in Flight члены объединения рассказали, что надеются решить проблемы с нарушением авторских прав и выплатой роялти артистам, удешевить билеты на концерты и наладить понятный механизм их возврата, а также повысить качество шоу и общий уровень отечественной сцены.
***
«Это единственный способ наконец систематизировать и упорядочить наш стихийно возникший музыкальный рынок».
Основатель PR-агентства «Много Воды», а также лейблов Mnogo Vody и Popcycle Records.
— Несколько лет назад у меня был неприятный опыт сотрудничества с одним авторитетным музыкальным пиар-агентством из Британии. Мы с коллегами заплатили приличную сумму за промотирование альбома, но агентство полностью провалило релиз и отказалось выплатить компенсацию. Их тон в ответ на наши вполне обоснованные претензии был непозволительно грубым и даже хамским. Но лишь до тех пор, пока мы не нашли способ давления на агентство в его юрисдикции. Хватило намека — деньги вернули в течение суток.
Позднее мы выяснили, в чем причина такой резкой смены риторики. Оказалось, работу подобных агентств и их клиентов внутри британской индустрии регулируют профсоюзы. Три жалобы — и подобные агентства лишаются статуса члена профсоюза, что для них равносильно исключению из профессии в целом.
Тогда я впервые задумался над тем, что создание подобной организации в Украине могло бы решить огромное количество проблем, избежать скандалов и споров, которые регулярно случаются внутри нашей индустрии. Профсоюз — это единственный способ наконец систематизировать и упорядочить наш стихийно возникший музыкальный рынок. И это только первая, базовая задача.
***
«В период пандемии мы столкнулись с проблемой возврата билетов из-за форс-мажора. Теперь нужно разработать понятную процедуру».
Промоутер, основатель концертного агентства H2D.
— Профсоюз — это инструмент для общения с чиновниками напрямую. С его помощью мы сможем говорить с ними о проблемах рынка и недостатках законодательства, а впоследствии эффективно их решать и исправлять вместе.
Так, в период пандемии мы столкнулись с проблемой возврата билетов из-за форс-мажора. Стало очевидно, что теперь нужно разработать понятную процедуру, чтобы зрители знали, как это все должно происходить, в какие сроки им вернут деньги, с какими обязательствами.
Для начала нужно хотя бы ввести требование писать на билетах, кто организатор, потому что безликость позволяет существовать огромному количеству недобросовестных компаний. Это выглядит так: организатор Х завел мероприятие на сайт билетного оператора, продал тысячу билетов, отменил мероприятие и пропал. Все запросы летят в билетного оператора, который говорит, что он ни при чем (а по закону возвраты осуществляет организатор), все деньги остаются у мистера Х.
Кроме того, законы должны помогать и поставщикам услуг, то есть организаторам, которые из-за пандемии понесли огромные финансовые и репутационные потери и еле выжили.
***
«Если буквально помочь артистам работать, они смогут повысить свой уровень и конкурентоспособность».
Саундпродюсер, электронный музыкант.
— То, как у нас устроена музыкальная сфера, — это пока пародия на западный рынок. Нет понятных механизмов, с помощью которых его игроки могли бы регулировать музыкальный бизнес и обеспечивать его бесперебойную работу даже в непредвиденных обстоятельствах. Вот поэтому и должен был появиться профсоюз нового образца — не оторванный от реальности, как те, что есть у нас сейчас.
В первую очередь нужно создать необходимые условия для нормального существования и развития артиста. А для этого придется решить ряд вопросов — от автоматизации сбора и распределения роялти, который в Украине работает по принципам каменного века, до адаптивного и вменяемого налогообложения.
К примеру, GEMA (Немецкое агентство коллективного управления) заключает договора с ресторанами, барами, пабами и другими заведениями, в которых играет музыка. Подключает каждое к автоматизированной системе и собирает big data, где видит, сколько за квартал воспроизводилось стримов, каких конкретно артистов и каких композиций. Артист по итогу получает все данные и вознаграждение, которое четко зависит от количества таких стримов. В Украине же подобные агентства приходят к владельцам заведений и собирают фиксированную ставку без детализации по артистам. И распределяют эти роялти на свое усмотрение. То же самое происходит с радио.
Если сделать так, чтобы музыканты получали свои честные роялти, то есть буквально помочь артистам работать, они смогут повысить свой уровень и конкурентоспособность. А это уже будет способствовать постепенной интеграции Украины в мировую музыкальную индустрию, появлению новых концертных площадок и фестивалей.
***
«Многие концертные площадки чуть ли не в аварийном состоянии, выступления могут проходить при 10 градусах тепла — это срочно нужно менять».
Саундпродюсер, звукорежиссер.
— У киноиндустрии есть государственная поддержка, у музыкальной сферы — нет. Мы вообще никак не представлены в органах власти официально, для нас не существует программ развития.
Поэтому сейчас мы создаем представительство наших интересов во власти — и начнем с профильного подкомитета в Раде. Также мы инициируем новую схему налогообложения всех возможных форм предприятий, работающих в музыкальной сфере. Если создать лояльные и прозрачные условия, те, кто все эти годы работал по серым схемам, будут заинтересованы выйти в белую. Благодаря этому увеличатся отчисления в бюджет страны, а также могут снизиться цены на билеты для зрителей.
Сейчас у нас много проблем с авторским правом — профсоюз готов помочь создать новые прозрачные и современные законы. Недавняя ситуация с нарушением авторских прав в попурри ко Дню независимости, на мой взгляд, послужила мощным триггером. Стало ясно, что законы нужно корректировать, и главное — учить всех их выполнять.
Еще одно важное направление работы профсоюза — защита прав рядовых работников сцены. Нужно помнить, что это не только артисты, но и звукорежиссеры, художники по свету и еще множество других специалистов. По моим подсчетам, в индустрии задействовано примерно 200 тысяч человек.
Кроме того, мы предлагаем создать специальный фонд и разработать грантовые программы для поддержки и развития молодых музыкантов.
Многие концертные площадки страны чуть ли не в аварийном состоянии, выступления могут проходить при 10 градусах тепла — это срочно нужно менять. Для начала нужно провести полную инвентаризацию всех концертных объектов, проверить их техническое состояние. На втором этапе — разработать проекты реконструкции, а на третьем — привлекать финансирование.
***
«Наша зона ответственности — разработка принципов техники безопасности. Сейчас их просто нет».
Руководитель компании Ritmo, которая занимается техническим обеспечением мероприятий.
— Зона ответственности технических компаний в профсоюзе — разработка принципов техники безопасности. Сейчас их просто нет, а все существующие правила собраны из других областей: высотные работы относятся к альпинизму, грузоподъемные — к горнодобывающей отрасли, электрика — к производственным предприятиям. В общем, когда инженер проверяет технику безопасности в концертных залах и ДК, все зависит от того, насколько он вообще подкован и насколько хочет благодарности за то, что не придерется. К безопасности это не имеет никакого отношения.
Нужны общие правила, которые станут соблюдать все участники рынка, а также специальные контролирующие и проверяющие органы.
Кроме того, мы хотим, чтобы отечественные шоу качественно не уступали западным, а это напрямую зависит от технического наполнения — света, звука, самой сцены.
Если в рамках профсоюза объединить прокатные компании, мы сможем выработать общую стратегию закупки оборудования. Сейчас все покупают разное, а затем, когда нужно обеспечить большое мероприятие однотипным оборудованием, оно собирается вразнобой, везется со всех уголков страны и в итоге приезжает в разном состоянии.
Если бы артисты и продюсеры четко понимали, какое оборудование у них может быть, и подписывали долгосрочные контракты с прокатчиками, им бы не пришлось показывать в сторону западных концертов и говорить «хочу себе такое»: они бы это получили. Для одного концерта прокатчик не купит дорогое оборудование, под контракт — может. И тогда все шоу потенциально станут качественнее для всех — артистов и зрителей.
***
«Мы инициировали митинг в поддержку концертно-музыкальной индустрии — это реакция на нарушение конституционных прав».
Менеджер артистов.
— Часто артисты не представляют, как взаимодействовать с государством. Это настолько разные сферы деятельности, что обе стороны слабо друг друга понимают. Профсоюз — та организация, которая станет условным мостом между ними и поможет легально решать все актуальные вопросы.
Недавно Кабмин поддержал запрет концертов, кроме тех, что проводятся культурными учреждениями, для которых эта деятельность в течение последнего года является профильной. Поэтому мы инициировали мирный митинг 3 сентября в поддержку концертно-музыкальной индустрии — это закономерная реакция на нарушение наших конституционных прав. Мы хотим остановить дискриминацию и выборочный запрет предпринимательства в музыкальной сфере. Цель акции — привлечь внимание представителей власти и вместе с ними разработать план выхода из кризиса.
***
«Отсутствие музыкальных СМИ в Украине — одна из причин, почему к нам так редко приезжают востребованные за рубежом артисты».
Музыкальный обозреватель, основатель и главный редактор медиа LiRoom.
— Я уже восемь лет пытаюсь заниматься музыкальной журналистикой и строить свое медиа. Мы пробовали разные бизнес-модели, я писал для разных изданий, работал в разных редакциях.
Возможно, с нами что-то не так, но за это время так и не появилось музыкального медиа, которое бы комфортно себя чувствовало в рыночных реалиях и не нуждалось в постоянном дофинансировании. Зато несколько классных проектов закрылись из-за отсутствия финансовых перспектив.
Для меня профсоюз – это попытка рассказать власти о том, что этой сфере тоже можно помочь. Я вижу много в разной степени успешных примеров финансирования от УКФ, Госкино, УИК. Но я не вижу институциональной поддержки непосредственно музыкальной индустрии. По крайней мере, той части, которая в этой поддержке нуждается.
Если получится достучаться и помочь хотя бы 10-20 профессионалам работать музыкальными критиками и обозревателями, это будет просто огромный толчок для целой отрасли. Так как именно музыкальные медиа и СМИ в первую очередь формируют спрос на тех или иных артистов. И отсутствие музыкальных СМИ в Украине — одна из причин, почему к нам так редко приезжают с концертами востребованные за рубежом артисты.
Фото на обложке: Kirai Gigs