Вдохновение

Шадман Шахид: «Мой совет фотографам — переживите чистый провал, доберитесь до самого дна»

4 ноября в рамках лектория Bird in Flight Prize ‘20 состоится онлайн-встреча с членом жюри конкурса и прошлогодним победителем фотографом Шадманом Шахидом. В интервью Bird in Flight он рассказал о своем преподавательском опыте, важности провала в карьере, понятии красоты в искусстве и о том, почему фотографию нельзя делить на европейскую и азиатскую.
Шадман Шахид

Фотограф, победитель Bird in Flight Prize ‘19. Родился и вырос в Бангладеш, сейчас живет в Нидерландах. Фокусируется на нестабильности жизни человека в современном обществе. Работает на стыке документалистики и вымысла, использует магический реализм как способ рассказать историю. Вошел в ежегодный список British Journal of Photography Ones to Watch, победитель Burn Emerging Photographer of the Year. Член жюри Bird in Flight Prize ‘20.

Как бы вы определили, что такое фотография сегодня?

Это неизбежная, вездесущая часть нашей реальности, от которой невозможно укрыться, потому что она уже вшита в нашу ДНК. Фотография — это один из основных языков нашего времени, инструмент, который формирует общество, а также влияет на психику.

Над какими проектами вы работали в течение года после получения награды?

Я работал над несколькими проектами одновременно, что мне свойственно. Большую часть времени потратил на новую кросс-жанровую работу «Химера», в которой я рассуждаю о нашем гиперреальном режиме существования. В проекте есть серия фотографий, виртуальная реальность и фильм. Я все еще работаю над этой серией, она только начинает обретать очертания.

Работа из серии «Химера»

Какая, по-вашему, связь между европейской и азиатской фотографией или даже бангладешской?

Я стараюсь не разделять фотографию по континентам. Для меня в фотографии столько слоев и нюансов, что кажется неправильным пытаться определить ее такими широкими категориями. Есть много разных способов смотреть на то, что происходит в Европе и в Азии или конкретно в Бангладеш. По-моему, невозможно их аккуратно расфасовать по коробкам с четкими этикетками. Особенно сейчас, когда культурные и философские границы, которые определяют нас как общество, стираются.

Так что нет никакой европейской или азиатской фотографии — есть личности, которые являются европейцами или азиатами и при этом фотографируют. Если вы спросите меня о конкретных фотографах, у меня лучше получится провести параллели и установить связи.

Из серии Youvochon

Чем отличается фотографическое образование в Бангладеш и в Европе?

Могу рассказать только о личном опыте, так как я преподавал и в Европе, и в Бангладеш. Самое большое отличие в преподавании — то, как я общаюсь со своими студентами. В Бангладеш я часто прямо говорю, что думаю об их работах, иногда получается резко и обидно, но такие комментарии эффективнее. Мне кажется, в Европе подобный подход не работает, здесь я стараюсь быть лояльнее к студентам и их работам.

Что касается самих учеников, я не вижу особой разницы. Все ищут одно и то же, а именно способы выражать себя, методологию, которая позволит отточить взгляд на мир, и практику, которая поможет им лучше понимать себя.

Работа из серии «Аджна»

Люди все еще часто говорят про фотографию «красиво» или «некрасиво». Что вы об этом думаете?

Существуют, наверное, сотни клише о субъективности красоты. Не буду сейчас их повторять, но я тоже верю, что понятие красоты действительно субъективно. Просто в случае с фотографией или искусством в целом зрителям иногда рассказывают, что им следует считать красивым, и я думаю, проблема как раз в этом. А так я совсем не против, когда зрители ищут красоту в конкретной фотографии, если это для них важно.

Но я понимаю, о чем вы: в любой хорошей фотографии есть нечто более глубокое, чем эстетика и непосредственное поверхностное удовольствие. Лично я ищу в фотографии фотографа. Я думаю, сильный снимок — тот, что помогает мне представить, какой фотограф человек. Что оказывает на него эмоциональное влияние? Что его заботит? Что он об этом думает? Что его заводит? Иногда все это читается в фотографии, и мы как зрители можем стараться найти связь и сопереживать создателю.

В любой хорошей фотографии есть нечто более глубокое, чем эстетика и непосредственное поверхностное удовольствие. Я ищу в фотографии фотографа.

09f2ac34-5231-4a9d-b658-9103cdc3876d_shadman_shahid
Из серии «Белый слон»
72a976a7-4f77-410d-a105-00dc36cda1f4_shadman_shahid
Из серии «Белый слон»
3f848d5d-3b8a-442b-aeb7-6910d92dcf42_shadman_shahid
Из серии «Белый слон»
2e31915d-c6f7-4089-b367-f9c9fe0418d9_shadman_shahid
Из серии «Белый слон»
Shadman_Shahid_Portfolio_Angkor06
Из серии «Белый слон»

Что бы вы могли посоветовать фотографам, которые только начинают свой путь?

Я слишком молод, чтобы давать советы, но если уже говорить что-нибудь, то я бы посоветовал фотографам получить как можно больше опыта. Почувствовать крайности как хорошего, так и плохого. Испытать чистый провал, быть неидеальным, увидеть, как выглядит самое дно, а потом снова подняться и увидеть, как выглядит вершина и каких еще высот ты можешь достичь. Я думаю, что в искусстве опыт — это самое главное. Это топливо, с помощью которого мы движемся, и без него невозможно создать что-либо стоящее.

Что почитать: рекомендации Шадмана Шахида

— «Искусство видеть», Джон Бергер
— «Общество спектакля», Ги Дебор
— «Симулякры и симуляция», Жан Бодрийяр


На онлайн-встрече 4 ноября в 19:00 Шадман Шахид расскажет, как фотографическая среда определяет работу фотографа. Трансляция будет на английском языке с переводом на украинский. Стоимость билета — 165 гривен (5 евро), купить его можно по ссылке.

Полная программа лектория, который продлится до 12 ноября, доступна на сайте Bird in Flight Prize.

Читайте также другие интервью с членами жюри Bird in Flight Prize ‘20:

Фотодиректор Financial Times FT Weekend Magazine Эмма Боукетт — о приемах, которые использует в своей редакторской работе

Художник Ари Вершлаус — о подходах в фотографии и ночных клубах как платформе для социально-политических экспериментов

Фотограф Миша Педан — о конфликте поколений, языке картинок и Харьковской школе фотографии как о красивой легенде


Портрет Шадмана Шахида: Чжао Янсян

Новое и лучшее

37 606

8 843

10 797
11 031

Больше материалов