Сыроведение: Быт карпатских пастухов в серии Ивана Черничкина
Украинский фотограф, живёт в Киеве. Окончил факультет художественной фотографии в Институте кино и телевидения при Университете культуры. С 2004 года работает фотожурналистом, публиковался в New York Times, Daily Telegraph, Frankfurter Allgemeine Zeitung, журналах Vogue, «Русский репортёр», «Огонёк», «Вокруг света».
Синее небо, зелёная трава, чистый горный воздух. В тени столетней смереки спит пастух, а вокруг него мирно пасутся овечки. И так каждый день с мая и до октября. Не работа, а идиллия. Так представляет себе быт карпатского чабана большинство жителей Украины. И только единицы догадываются, что на самом деле это адский труд. Ведь даже у шахтёров нормированный рабочий день и два выходных в неделю.
Образ пастуха идеализирован в сказках, песнях, в кино и мультфильмах. Ну а возможность на полгода свалить из дому в горы от назойливой жены, непослушных детей и злой тёщи делает труд пастуха идеальным для большинства мужчин.
К этому ещё нужно добавить агрессивную природную среду, отсутствие каких-либо бытовых удобств и материальную ответственность за каждую корову, овцу и лошадь. И быть пастухом вам уже не очень захочется, как не хочется большинству карпатской молодёжи.
В долине Гаджина за 200 овцами, 60 коровами и 10 лошадьми всё лето ухаживают шесть человек. Володька — самый младший из них, ему 23 года, а Моряк или просто Дед — самый старший, ему 70 лет. Ещё трём Иванам и Николаю около сорока.
За сезон шестеро харизматичных строгих мужчин варят больше 10 тонн сыра, по 60 килограммов в день. Конечно же, это всем известная карпатская брынза и менее известная вурда, так называемая карпатская рикотта — варёный сыр из сыворотки и овечьего молока.
Кроме сыра пастухи собирают чернику, бруснику, грибы, исландский мох и золотой корень на высокогорье. Сбор и продажа ягод, сушёных грибов и лекарственных трав — дополнительный заработок для каждого из них. И в этом вопросе каждый сам за себя в отличие от варки сыра и ухода за скотиной.