10 любимых фотографий Андрея Тульнова
Родился и живёт в Москве. Специализируется на уличной и репортажной фотографии, снимает портреты и театральные постановки. Публиковался в Foto&Video, Digital Camera, Art Photo Feature и ряде театральных журналов. Финалист нескольких российских и международных конкурсов. Лауреат «Серебряной камеры 2006». Организатор и куратор ежегодного проекта передвижных выставок уличной и документальной фотографии Innervisions. Член Союза фотохудожников России.
Документальная фотография — это свидетельство. Для меня это свидетельство не того, что происходило вокруг, а тех ощущений, которые я испытывал в момент съёмки или даже в некоторый отрезок жизни. Фотография — это напоминание тех ощущений. Огромный многомерный объём информации, зафиксированной на снимке, считывается в долю секунды, и я оказываюсь в том месте, в то время, а главное — в том состоянии, в каком был во время съёмки. Любимые фотографии — это любимые ощущения.
Этот снимок сделан в поезде Москва — Одесса в марте 2012 года. Я ехал туда по важному делу личного характера. Череда мелких неурядиц и больших потрясений, длившихся до этого более двух месяцев, должны были наконец разрешиться тем или иным образом. Чем ближе был пункт назначения, тем больше волнение перед неизвестностью уступало умиротворению. И тогда я увидел этот кадр. С собой была только мыльница, но мне кажется, что ей удалось запечатлеть моё состояние.
Львов, лето 2012 года. В этом городе всё ещё можно зайти почти в каждый подъезд, где обязательно будет что-то необычное. Здесь меня зацепило какое-то эшеровское, или кэрролловское, пространство. Реальные лестница и окно рифмуются с их «зазеркальными» версиями.
Лето 2013 года, Олесский замок недалеко от Львова.
Если вы стоите перед дилеммой: «снимать нельзя» и «нельзя не снять», то выбор очевиден.
Здесь была именно такая ситуация: музей, съёмка запрещена, тишина и никого, кроме меня и этого смотрителя, чья неподвижность, выражение и даже цвет лица говорили о том, что он сам уже практически стал экспонатом. Он не мог не услышать звук подпрыгивающего зеркала в камере, но какая же это житейская мелочь перед теми думами, в которые он погружён!
Март 2013 года, Москва. Порой, чтобы освежить восприятие, иногда достаточно отойти от привычного маршрута всего на пару кварталов. А иногда дело не столько в топографии, сколько во времени суток. Если выйти из дома не в обычное для себя время, а раньше на 3–4 часа, то можно увидеть совсем другой мир прямо за порогом.
Май 2015 года, Крым, Новый свет. В Крыму я был по работе — интенсивная съёмка, насыщенный график, более ста новых, незнакомых мне людей. Никак не появлялось осознание того, что эти море, солнце и воздух реальные. На работе как на работе. И вдруг на бегу я вижу этот кадр. На мгновение всё встало на свои места: шум прибоя, крики чаек, ароматы цветения. Все пять дней пребывания в Крыму для меня сошлись в одной этой картинке.
Лето 2013 года, Углич. В то утро я встал пораньше, чтобы успеть поснимать прибытие пароходов. Прохладное летнее утро, никого вокруг. И вдруг — эта пара. Типичные характеры и расклад сил — граждане отдыхающие. Тут уже на передний план выходит не визуальная составляющая, а психологическая фантазия. Такие картинки у меня редко становятся любимыми, но эта она из них.
Лето 2013 года. Санкт-Петербург. Ещё одна картинка из жизни отдыхающих. Тут главный герой — среда обитания. Интересно наблюдать, с каким упорством люди создают себе материальные блага, а затем с таким трудом вписывают в эти блага свои маленькие житейские радости. Ирония бытия.
Весна 2014 года, Москва. В этой фотографии сложилась драматургия только благодаря случайно пойманному жесту. Молодого человека, вышедшего из тени, просто ослепило солнце, но мы-то видим совсем другое. И персонажи заднего плана зазвучали совсем иначе. Получился своего рода монтаж «по Кулешову» в одной картинке. Пример того, на сколько далека любая фотография от реальности.
Лето 2015 года. Москва. Парковка около места, где я некоторое время работал. Когда я заметил, что в определённые часы сюда проникают косые лучи солнца, оставалось только отследить удачное расположение автомобилей. Но то, что я увидел однажды, превзошло мои ожидания — почти северное сияние!
Весна 2015-го, Москва. Типичный приём уличного фотографа: выбрать «декорации» и ждать «актёров». В этом случае я так и сделал, но через секунду подумал: почему бы не оставить только декорацию?