Эвтаназия, которой не было: Как СМИ по всему миру писали о смерти 17-летней Ноа Потховен

Авторы публикаций утверждали, что девушка добилась разрешения на эвтаназию и умерла в клинике. Из доказательств этому были только ее слова при жизни и сообщения в инстаграме.

Вечером 5 июня одно из крупнейших англоязычных онлайн-изданий Daily Mail опубликовало сообщение о смерти 17-летней Ноа Потховен из Нидерландов. В 11 лет она впервые пережила сексуальные домогательства, а в 14 была изнасилована. Девушка долгое время никому не говорила об этом, стыдясь произошедшего. С тех пор Ноа страдала от посттравматического стрессового расстройства, депрессии и анорексии.

Без ведома родителей она обратилась в клинику с просьбой об эвтаназии. В Нидерландах прибегнуть к этому может любой человек старше 12 лет, но до 17 лет необходимо разрешение родителей. Ноа получила отказ. Родители узнали о том, что их дочь готовится покончить с собой, только когда нашли в ее комнате прощальные письма. В 2018 году она издала свою автобиографическую книгу «Побеждать или учиться». В последние месяцы жизни Потховен предприняла несколько попыток самоубийства.

На прошлой неделе она опубликовала пост в инстаграме (сейчас удален), объявив, что умрет: «Я сразу перейду к делу: максимум через 10 дней я умру. После многих лет борьбы я истощена. Недавно я перестала есть и пить, и после долгих обсуждений было решено отпустить меня, потому что мои страдания невыносимы».

Потховен умерла в минувшие выходные, через несколько дней после отказа от воды и пищи. В воскресенье, 2 июня, о смерти девушки сообщила ее сестра. Родители и врачи согласились не кормить Ноа против воли и не принуждать к лечению.

Менее чем за сутки разные версии этой истории пересказали издания Sun, Daily Mirror, Daily Star, The Independent, Euronews, Sky News, Times, New York Post, Washington Post и другие. Новость активно распространялась в итальянской прессе — настолько, что папа римский Франциск в своем твиттере вскоре написал о недопустимости эвтаназии. Ни одно СМИ не указало другого источника информации, кроме Daily Mail.



Журналисты BuzzFeed выяснили, как неточная версия произошедшего попала в интернет. Согласно нескольким источникам, служба новостей Daily Mail рассказала о смерти Потховен, сославшись на небольшое информагентство Central European News (CEN). В 2015 году BuzzFeed News уже проводил собственное расследование о надежности информации, которую распространяет CEN. Его результаты были опубликованы в материале The King of Bullshit News («Король дерьмовых новостей»). Журналисты BuzzFeed News спросили у руководства агентства о том, как к CEN попала информация об эвтаназии Потховен, но им не ответили.

На следующий день некоторые СМИ, среди которых New York Post, Washington Post и Daily Beast, внесли правки в свои материалы. Некоторые — удалили сообщения об эвтаназии. Представитель Euronews сказал, что редакция проведет расследование и предпримет меры, чтобы впредь не допустить публикаций с непроверенной информацией. Издание Politico было одним из первых, кто дал правдивую версию истории о смерти девушки. Его журналистка Наоми О’Лири в комментарии BuzzFeed сказала, что из-за сообщений о «законном убийстве подростка» Нидерланды теперь могут восприниматься как «либеральная страна, где все позволено».

Клиника, в которую обращалась Потховен, сообщила, что из-за правил конфиденциальности не может сделать никаких официальных заявлений по этому поводу. Но чтобы положить конец череде ложных новостей, врачи сослались на слова друзей Ноа: она не подверглась эвтаназии. Чтобы прервать свои страдания, девушка перестала есть и пить

Новое и Лучшее

4 917

254

274
134
Больше материалов