Опыт

Талантливы во всем: 5 музыкантов, которые еще и снимают

Британская королева в объективе Брайана Адамса, апокалипсис глазами Моби, бездомные Никки Сикса — Bird In Flight рассказывает о музыкантах, для которых фотография и музыка — две стороны одной медали.

Ранние 1980-e, британская рок-группа The Police отправляется в тур без приглашенного фотографа. Концертные будни в серии откровенных черно-белых снимков документирует гитарист группы Энди Саммерс. Обладая особым видением, он, как никто другой, передает на фотокарточках подлинный дух The Police. «Группа была окружена фотографами. Я всегда говорил с ними о камерах, пока у меня не появилась своя. Я быстро обнаружил, что стал одержимым, фотографировал все вокруг себя. Мне нравится ощущение камеры в руках — это как держать пистолет».

Свой акт фотографии Саммерс сравнивает с вырванными из книги страницами, которые перемешиваются и формируют в результате новый визуальный синтаксис: «Я видел турне, которое разворачивалось в моем воображении, как катушка с пленкой».

В музыке Саммерсу присущи меланхолия, судорожные мелодические темы, мрачноватые аккорды с несколькими блуждающими нотами. Все это настроение прослеживается и в его минорной фотографии. Музыка и фото для артиста — родственные души, невербальные виды искусства со схожей терминологией: «Можно импровизировать с двумя сотнями аккордов, и найдутся 16 из них, которые действительно сработают. Можно отснять целую пленку, и там окажется одно-два изображения, с которыми тебе повезло».

Мне нравится ощущение камеры в руках — это как держать пистолет.

Период после распада The Police знаменателен 13 сольными альбомами Энди Саммерса, сотрудничеством с разными музыкантами и мировым турне со своим сольным проектом. В дополнение к этому Саммерс сочиняет саундтреки к фильмам, проводит более 35 фотовыставок и издает несколько фотоальбомов. Он убежден, что фотография не стала лучше с появлением цвета. Музыкант предпочитает Leica Monochrom в комплекте с объективами 50 mm Summilux f/1.4 ASPH., 35 mm Summilux f/1.4 ASPH. и Summicron 90 mm f/2.

Вдохновитель Курта Кобейна, обладатель узнаваемого тембра, которым так восхищается Боно, чувствует себя комфортнее с камерой в руках, нежели с микрофоном. Лидер R.E.M. утверждает, что фотографировать проще, чем писать музыку: «Фотография для меня — как дыхание. Это очень естественно и очень просто. У меня получаются отличные снимки без особых усилий».

Стайп начал заниматься фотографией в 15, затем наряду с живописью изучал ее в Университете Джорджиа. «Не помню своего первого снимка, но помню, как снимал группу четырехлетних детей, когда был ассистентом преподавателя», — вспоминает музыкант.

В 1995 году Стайп на две недели отправляется в турне со своим кумиром Патти Смит в качестве фотографа. Результатом путешествия становится фотоальбом Two Times Intro: On the Road with Patti Smith. Это серия черно-белых полароидов — интимный и ностальгический визуальный дневник, повествующий о возвращении Смит к концертной деятельности.

Сегодня Майкл Стайп публикует свои фотографии в блоге Confessions of a Michael Stipe и инстаграме, которые полны глитча и многочисленных селфи.

Фотографируя людей на улицах, он не представлялся Никки Сиксом из Mötley Crüe: «Просто Никки, который лечится от наркозависимости». Музыкант общался со своими героями, помогал обездоленным деньгами и просто обнимал их, если это было уместно. Его снимки — акт сочувствия человеку, который коснулся дна.

Сикс много фотографировал во время туров, однако участников группы на его снимках нет. Цветные фотографии музыкант предпочитал создавать в студии, но поскольку большую часть времени проводил в дороге, после восьми лет аренды от студии он избавился.

«Более двадцати лет назад у меня появилась камера, и я стал носить ее с собой повсюду. У меня был пленочный фотоаппарат, и в дороге, на бэкстейдже я все время фотографировал. Когда ты родом из Джерома (Айдахо) с населением 4 000 человек и снимаешь закат в Австралии — это удивительно».

Когда ты родом из Джерома с населением 4 000 человек и снимаешь закат в Австралии — это удивительно.

Никки Сикс — большой поклонник Leica M9 Digital Rangefinder и Leica S2. Также в его арсенале — фотоаппарат Nikon D3, который он использует вместе с объективом Lensbaby, пленочный Fuji 645 и Contax G2.

В конце 80-х Брайан Адамс приобрел камеру Rolleiflex, которая изменила его отношение к фотографии. Музыкант начал снимать автопортреты для обложек собственных альбомов. Вскоре в его видоискатель стали попадать другие музыканты, модели и друзья. Снимки Адамса публиковались в Британском Vogue, L’uomo Vogue, Harper’s Bazaar и Esquire. У него большая подборка фотографий для рекламных кампаний Guess Jeans, Sand, Converse, Montblanc, а также съемка для Fred Perry при участии Amy Winehouse.

Жемчужиной портфолио Брайана Адамса считается портрет королевы Елизаветы II, которую он снимал по случаю 50-летия восшествия Ее Величества на трон. Одна из фотографий со съемки была напечатана на канадской почтовой марке 2004 и 2005 годов. Другой портрет королевы с принцем Филиппом выставлен в Национальной портретной галерее в Лондоне.

В фотокниге Wounded: The Legacy of War Брайан Адамс собрал снимки британских военных, пострадавших в Ираке и Афганистане. В центре внимания — герои войны, не скрывающие рубцов и протезов: «Я не хотел ничего приукрашать, фотошопить. Мне нужен был едва обработанный файл, чтоб показать их такими, какие они есть».

За свои достижения Брайан Адамс был трижды удостоен престижной премии Lead Award в Германии, а также принят в Королевское фотографическое общество.

«Музыка и фото способны вызывать глубокие эмоции без особых усилий. Я работаю над музыкой долго, иногда на одну песню уходят месяцы. Фото является полной противоположностью: ты улавливаешь мгновение; это спонтанное документирование чего-то, что никогда не произойдет снова», — говорит электронщик Моби о своем увлечении.

Свою первую камеру Nikon F он получил в подарок от дяди Джозефа Кугельски, фотографа The New York Times. В университете музыкант также изучал фотографию и много времени проводил в фотолаборатории Перчейз-колледжа: «Я скучаю по своей темной комнате, где я мог просидеть шесть часов кряду. Но в то же время я люблю цифровую фотографию. Мне нравятся мгновенный результат и мобильность в цифровой съемке. А также то, что можно за один раз отщелкать сотни снимков, хотя такое и редко случается».

Моби экспериментировал с широкими форматами, но всегда возвращался к пленке 35mm. Его устраивали как пропорции, так и количество снимков, которое он мог получить: «Помню, когда начали выпускать пленку с Asa 3200! Я был в восторге от этого зерна».

Я работаю над музыкой долго, иногда на одну песню уходят месяцы. Фото является полной противоположностью: ты улавливаешь мгновение.

В фотоальбоме Destroyed напечатаны снимки, которые Моби создавал во время мировых туров. Одноименный альбом музыканта вышел в том же 2011 году. Эти фото не были постановочными или запланированными, они возникали, когда музыкант просто выглядывал в окно или смотрел сквозь море людей и видел нечто интересное. Такому «случайному» подходу он научился у Андре Кертеса, которым вдохновлялся в юности.

Другая серия фотографий опубликована в книге под названием Innocents. В ее основе — теория музыканта о том, что апокалипсис уже наступил. На эту мысль Моби натолкнула трагическая дата 11 сентября, которая совпала с днем его рождения.

Новое и лучшее

37 682

8 885

10 852
11 082

Больше материалов