І Дніпро, і кручі: Как национальный миф проявляется в пейзаже
В XVII веке на картах Речи Посполитой появляется словосочетание «Дикое поле» — так называют безлюдные степные пространства Причерноморья. Часть Дикого поля находилась под контролем донских, хопёрских, днепровских казаков, болоховцев и других казачьих формирований. Сейчас на этих территориях располагаются Луганская, Донецкая, Днепропетровская, Запорожская, Херсонская и другие области Украины, Приднестровская Молдавская Республика и несколько российских областей.
Фотограф из Вроцлава, живет в Варшаве. Изучал фотографию в Университете искусств в Познани. Лауреат LensCulture Emerging Talent 2015, финалист Białystok Interphoto Grand Prix Prize 2017.
— Впервые я попал в Украину еще в школьном возрасте — это была автобусная поездка, во время которой мы нигде не останавливались больше чем на пару часов. Помню, что в то время, как все остальные дети разговаривали или играли, я приклеился к окну — меня захватил пейзаж Западной Украины. Он отличался от того, что мне было знакомо: огромные открытые пространства, волнообразные холмы. Я привык видеть либо скучную плоскую сельскую местность, либо великолепные горы, но не степь. Ее образ засел у меня в голове на годы, и я решил вернуться, чтобы снять здесь проект.
Всех, кто приезжает в чужую страну, легко можно обвинить в том, что они иностранцы, которые ничего не понимают. Именно поэтому в течение первых двух лет я только путешествовал по Украине, общался с людьми, изучал язык и много читал о стране. Я старался привыкнуть к пейзажу.
Вначале я хотел фотографировать только пейзажи. Мое мнение изменилось после того, как летом 2015 года я посетил базу батальона «Правого сектора». Я увидел повсюду портреты Степана Бандеры, красно-черные флаги, украинский националистический декалог. Для Бандеры поляки были врагами, столь же важными для ликвидации, как и Красная армия. Но первый же солдат, с которым я заговорил, сказал, что это чушь: польский флаг был поднят всего в нескольких метрах от столкновений на улице Грушевского. Он сказал, что я не встречу здесь ни одного добровольца с антипольскими взглядами и что портреты Бандеры — всего лишь символ. После этого меня заинтересовали темы национального мифа и символов, а также конструирования истории нации.
Очень интересна связь между пейзажем и человеком — как общество использует пейзаж, чтобы передать определенные сообщения или смыслы. Например, памятник Владимиру Великому в Киеве, который обращен к Днепру, будто говорит: «Посмотри, что я завоевал, посмотри на великую землю, которой я правлю!»
Пейзаж — мощный символ для романтиков. Вспомнить хотя бы стихи Тараса Шевченко: «Як умру, то поховайте / Мене на могилі / Серед степу широкого / На Вкраїні милій…» Такой подход — часть построения нации, и я его использую. С другой стороны, через пейзаж я раскрываю более широкие процессы: индустриализацию, декоммунизацию, взаимодействие человека с окружением.
Мне нравится пример Днепровской гидроэлектростанции: это и изображение укрощения природы, и метафора того, что произошло с самой Украиной. Река была приручена Советами так же, как украинский национализм был приручен коммунизмом.
Мы принимаем существующие нации как данность, особенно нашу собственную. Именно поэтому мы всегда рассматриваем историю страны через националистическую призму — например, заявляя, что Владимир Великий был украинцем, правители Короны Королевства Польского в XV веке — поляками, а викинги — норвежцами. Это ошибочный взгляд, поскольку нации как таковые были «созданы» в XVIII—XIX веках, во время промышленной революции.
В Украине этот процесс был приостановлен Советским Союзом в 1920 году. Теперь во время войны на востоке Украины мы можем видеть обострение этого конфликта национальной идентичности.
В XVI—XVII веках бесплодные земли на юге польско-литовского княжества были пустынны и назывались Дикое поле. Население там было очень разбросанным, подвергалось набегам татар. Это были крестьяне, бежавшие от крепостного права, которые впоследствии составили ядро запорожского казачества. Такое название точно описывает мой проект — это топоним со ссылкой на пейзажи и запорожских казаков, важные символы в истории Украины.
Вероятно, для меня самая интересная и важная часть истории — это интерпретация и переосмысление роли Степана Бандеры и УПА. Они существуют как герои или как убийцы — использование биографии и истории как переосмысленных символов становится очевидным.