Почему это шедевр

Молись, рыбка: Иконоподобная живопись Валерии Трубиной

В жизни Валерии Трубиной уместились сквот на Паркоммуны и Сан-Франциско, а в ее живописи — похожие на иконы пророчества, романтичные кладбища и персонажи мифов. Катерина Яковленко рассказывает о творчестве украинской художницы.

Среди известных киевских художников периода перестройки не так много женщин. Одна из них — Валерия Трубина. Эта художница родилась в Луганске в семье врачей и в юности уехала в Киев — учиться на театрально-декорационном отделении художественного института. Трубина не так много проработала в театре, но стала одной из ярких художниц своего поколения: основной корпус ее работ — живописные картины, полные мистики и таинства.

Трубина принадлежит к поколению так называемого украинского трансавангарда. До переезда в США она жила в легендарном сквоте на Парижской коммуны — имя Трубиной часто вспоминают, когда говорят о художественной богеме перестройки и первых лет независимости Украины. Но что говорят о ее работах?

Фото: Александр Шевчук

Вокруг полотен художницы много легенд и тайн. Она сама любила мистифицировать свои сюжеты, вкладывая в них слишком много из мифологии, и наделять их чрезмерными смыслами.

Это отражалось даже в форме, которую выбирала Трубина: она использовала темперную подкладку и наносила краски густыми слоями, чтобы добиться ощущения рельефа. Так же и смыслы художница наносила слой за слоем. Одна и та же картина могла быть посвящена теме языка и взаимопонимания, отсылать к теме Бога или надвигающегося Апокалипсиса.

В каком-то смысле работы художницы сродни иконам. Помимо пастозной техники, которую Трубина заимствовала у инокописцев, в своих картинах она часто обращала внимание на символическое значение элементов: например, использовала золотой фон, чтобы придать теме и персонажам сакральность. Сами образы она брала не только из жизни, но и из книг — как многие художники ее поколения, Трубина читала мифологическую и религиозную литературу, философские рассказы и повести.

Путаницы добавляет и отсутствие датировки. Художники того периода часто допускали это сознательно, а также переписывали один и тот же холст много раз.

техника живописи, в которой мазки плотные и непросвечивающие

«Царь-рыба», из коллекции Национального художественного музея Украины

Знаковой работой стала «Царь-рыба», недавно вошедшая в коллекцию Национального художественного музея Украины. На картине изображено существо с человеческим лицом и телом, но хвостом вместо ног. В руках у Царь-рыбы атрибуты власти: рог изобилия, книга закона. В одной руке персонаж держит карающий меч, другой — благословляет. Снизу на Царь-рыбу смотрят верующие.

Композиция произведения воспроизводит легенду о Великом потопе, который опустошил весь мир. Образ рыбы для художницы не случайный, он часто встречается в ее раннем творчестве. Здесь Царь-рыба — это одно из обличий бога Вишну, который появляется из воды, чтобы спасти первого человека. Множество деталей на картине Трубиной говорит о ее увлечении индуистской литературой и искреннем интересе к вопросам веры и справедливости.

Символическим элементом в работе стала схожесть многоголового существа (демона), изображенного в правом верхнем углу, с Владимиром Лениным — написанная в 1989 году, картина может в чем-то считаться пророческой.

«Декорации непреднамеренного убийства», 1989 год

В какой-то момент чрезмерность пропадает из творчества художницы. Это происходит уже после обретения страной независимости, но связано не с новым временем, а с личной жизнью Трубиной. Закончился период сквота на улице Ленина, где художники обустроили себе мастерские без электричества и воды. В 1991 году Трубина вместе с другими киевскими авторами живет в сквоте на Парижской коммуны. В этот период происходит ее расставание с художником Олегом Голосием и новая влюбленность.

Разрыв с Голосием Трубина переживает в картинах: одна из знаковых работ того времени — «Зимнее воспоминание об Адмирале». Если присмотреться, в углу можно увидеть обнимающуюся обнаженную пару. Замок здесь — срисованный с открытки железнодорожный вокзал в Сочи, а сюжет — воспоминание художницы о летней поездке.

сейчас — улица Богдана Хмельницкого

сейчас — улица Михайловская

«Пейзажи снов», 1990 год
«Улов», 1991 год

Начиная с 1991 года ее картины становятся все более легкими — Трубина больше не использует активный красный или насыщенный желтый. В работах теперь нет мифологии и религиозности, они больше о личном переживании и о состоянии. Ее полотна не то выцветают на солнце, не то тускнеют в тени.

Спустя пару лет в эдинбургской художественной резиденции Трубина создает совсем легкие по ощущению пейзажи и сюжеты. Куратор и историк искусства Марта Кузьма замечает, что эти меланхоличные картины навевают тоску и сон: художница выбирает элегический, преимущественно темный колорит. Это, как и темы (мистические сады и кладбища, которые она рисует с натуры и открыток), роднит ее полотна с работами романтиков — одна из картин того периода «Врата» напоминает «Вход на кладбище» Каспара Давида Фридриха.

После Шотландии художница не возвращается в Киев — следующей ее точкой становится Чикаго, затем Беркли и Сан-Франциско, где она живет и сейчас. Валерия Трубина снова вернулась к теме сакрального, ища ответы на вечные вопросы в восточной философии и палитре.

Troubina_Vozdushnyi_potselui_(2)_1991_oil_canvas_100х150_20160317_by_Iakovlenko
«Воздушный поцелуй», 1991 год
Troubina_1991_Zimnee_vospominanie_ob_Admirale_oil_canvas_200x300_20160317_by_Iakovlenko
«Зимнее воспоминание об Адмирале», 1991 год
Troubina_1991_Sharfiki_Hansa_oil_canvas_200x150_20160317_by_Iakovlenko
«Шарфики Ганса», 1991 год
troubina_vrata
«Врата», 1993 год
Troubina_1994_Zheltyj_tuman_oil_canvas_76x61_20160317_by_Iakovlenko
«Желтый туман», 1994 год
Troubina_2009_Nichnyi_pid'izd_oil_canvas_100x150_20160317_by_Iakovlenko
«Ночной подъезд», 2009 год
Troubina_2015_Palmy_u_tumani_oil_canvas_110x110_20160317_by_Iakovlenko
«Пальмы», 2015 год

Новое и лучшее

37 607

8 843

10 797
11 031

Больше материалов