Говорит и показывает Киев: Портфолио Юлии Овсянниковой
Фотограф, живет в Киеве. Училась в институте современного искусства на курсе «Современная фотография» у Александра Ляпина. Работает фотографом в информационном агентстве «Укринформ».
— В фотографии я самозванец. Денег на высшее образование у нас с мамой не было; она говорила: «Окончишь школу — делай что хочешь». В 17 лет я уехала в Киев и пошла работать в офис — делала всякую административную ерунду. Параллельно мне сыпались предложения от фотографов: я подрабатывала моделью и смотрела, как они работают. В кризис 2014-го меня сократили. Настигли и прочие кризисы — возрастной, экзистенциальный, творческий. Дошло до депрессии. Я понимала, что больше не смогу работать с 9:00 до 18:00, с понедельника по пятницу.
К тому времени благодаря съемкам я набралась навыков визажиста, стилиста, парикмахера — могла из любого сделать «инста-диву». Первыми подопытными были девушки и жены моих друзей, которых я полдня готовила к съемке, а затем фотографировала на мобильный. Все оставались довольны — пожалуй, это единственное, что меня радовало и развлекало в тот период. Год спустя молодой человек подарил мне мою первую камеру Nikon 3300 — и понеслась: цветочки, паутинка, букашки, котики, люди. Куда бы мы ни шли, ради кадра я могла развалиться посреди дороги, не замечая, как на меня смотрят.
Несколько лет назад мне написал друг детства, жену которого я когда-то снимала. Он работает в спецслужбах и сотрудничает с «Укринформом» и узнал, что они срочно ищут фотокора. Предложение звучало примерно так: «Будешь в***ывать с утра до ночи? Могут среди ночи разбудить — и беги в самую гущу снимать. За минимальную зарплату. Интересно?» И мне было интересно. Я собрала папочку фотографий, которые хоть как-то походили на репортаж, и пошла на собеседование. Фото так и не посмотрели — поспрашивали на адекватность и дали на следующий день задание, которое не жалко было провалить.
Мы информагентство, поэтому снимаем все подряд: интервью, пресс-конференции, акции протеста, театральные премьеры, погоду, ромов на вокзале. В день может быть от одной до пяти-шести съемок. Вечером редактор отправляет на почту задание на следующий день, и твоя задача максимально быстро и качественно снять-отобрать-отправить в редакцию. Есть еще график дежурств: дежурный фотокор должен быть с утра в редакции и готов реагировать на новости.
Буквально через пару недель ко мне начали подходить знакомиться коллеги из других изданий. Чуть позже я поняла это любопытство к «человеку из ниоткуда»: рынок укомплектован хорошими специалистами, все друг друга знают, люди в профессии десятки лет. И вот ты стоишь вровень с ними и пытаешься конкурировать. Выглядело это, конечно, комично, особенно поначалу, когда я снимала на свой кропнутый Nikon. Но меня это развлекало и давало возможность быстрее учиться. Когда в «Укринформе» поняли, что я самозванец, было уже поздно: ко мне привыкли, да и я подучилась. Но я не спешу называть себя профессионалом — продолжаю учиться и каждый комплимент от более опытных коллег считаю авансом.
Когда в «Укринформе» поняли, что я самозванец, было уже поздно: ко мне привыкли, да и я подучилась.
Сейчас вряд ли найдется съемка, которую я бы сочла слишком сложной. Но мне точно неинтересно фотографировать свадьбы, детские праздники и прочую ванильную коммерцию.
Я снимаю инстинктивно, не задумываясь. Меня тянет к эстетике отвратительного, однако я скорее борюсь с предубеждениями. Мне хочется быть той призмой, что позволяет людям посмотреть иначе на привычные вещи.
Когда мой знакомый фотограф увидел, как я работаю, тут же спросил: «А тебе за такое по ***лу никогда не давали?» Пока не давали. Страх меня и ведет. Чем ближе к неприятностям, тем азартнее, лучше.
Когда мой знакомый фотограф увидел, как я работаю, тут же спросил: «А тебе за такое по ***лу никогда не давали?»
Фотография вырывает из лап депрессии, которая превратила меня из безбашенной тусовщицы в махрового интроверта. Я словно в аквариуме, за стеклом которого кипит жизнь: я к ней не сопричастна и снимаю свое отсутствие там. Мне хватает оптимизма верить, что я вернусь к жизни и эти фото для меня будут с отпечатком моего «небытия».
Кроме рабочих заданий я снимаю все подряд по дороге на работу и обратно. Остальное время я в основном дома, но даже в магазин я, скорее всего, выйду с камерой. Фотоаппарат словно поддерживает во мне интерес к жизни и готовность к чудесам на каждом шагу.
Первый мой фотопроект родился на курсах у Александра Ляпина. Он называется «Оберег» — это были разные вещички, которые брали на войну как талисман: письмо матери с молитвой, ножи, иконы. В дальнейшем планирую доснять и переснять. Еще мне безумно понравилось фотографировать в операционной, теперь вот думаю поснимать в роддоме и морге, чтоб обозначить жизненный цикл. Идеи для новых проектов я сохраняю в телефоне, но пока чувствую, что не готова к ним.
Эмпатия к другим и ирония к себе во мне неразлучны, и это видно в работах. Я оставляю зрителю право выбора: смеяться или сопереживать.