Партнерский материал

Столичный уклад: Гид по киевскому кирпичу

По кирпичным клеймам можно изучать не только историю города, но и известных горожан. Bird in Flight решил составить детальный гид по киевским кирпичам, а заодно отснять их так, как они заслуживают, — с уважением.

Редакция вместе с SAGA Development решила отдать должное главному строительному материалу в истории — кирпичу. По нашей просьбе Михаил Половецкий рассказал, о чем можно узнать глядя на старые киевские кирпичи, а фотограф Оля Сосюра запечатлела этот материал так, чтобы на него хотелось смотреть дольше.

Кирпичный край

Череда строительных бумов, произошедших в Российской империи во второй половине XIX века, привела к росту кирпичного производства. До Киева они докатились в начале 1880-х, когда здешнее купечество принялось обзаводиться домами для сдачи квартир в наем. Материала для кирпичей в Киеве и окрестностях хватало. Светло-красные и малые белые кирпичи, пригодные для укладки печей благодаря своей огнестойкости, делали из глины, которую добывали в Петровцах. Темно-красный кирпич — из красно-бурой, добытой в районе современной Оболони. Эта глина меняла свой цвет после обжига.

Но хитом продаж был светло-желтый кирпич. Киевский губернатор и ценитель старины Иван Фундуклей в своей книге «Статистическое описание Киевской губернии» называл его самым качественным. Производили светло-желтый кирпич из синей глины. Из-за своей влагостойкости он удачно подходил для застройки Киева, в котором всегда был риск, что разлившийся Днепр подтопит фундамент, а влажный грунт ускорит разрушение здания.

Клеймо качества

В конце XIX века кирпичная промышленность взяла такой разбег, что власть не успевала регистрировать возникающие по всей стране мануфактуры. О контроле качества продукции не могло быть и речи.

Долгое время ставить клеймо на кирпичи власть обязывала только крупных промышленников. Делали это для того, чтобы упростить таможенный учет при экспорте продукции. В 1846 году Николай I собрал комиссию, которая разработала стандарты кирпичного производства. В них прописывали все: от требований к глине и печам до размера самих изделий. Вслед за этим император издал указ, обязывающий все кирпичные заводы ставить клеймо на своей продукции, чтобы по нему в случае брака можно было найти виновных. Свое клеймо было у каждого крупного производства.

Большие и малые заводы

Кирпичных заводов, на которых работало не больше двадцати человек, в Киеве и Киевской губернии было около 3 тысяч. Но официальная статистика их не учитывала — слишком мелкий масштаб. Крупных производств существовало в разы меньше. Справочник «Киевский кирпич» утверждает: в 1845 году в городе функционировало 11 кирпичных заводов — 8 частных, 2 казенных, 1 монастырский. К концу века их численность достигла четырех десятков. Среди крупных производителей были купцы Адам Снежко, Афиноген Лунев и Иона Зайцев.

Снежко и его наследники

Кирпичное производство семьи Снежко возникло благодаря Киевской крепости, которую постоянно перестраивали. Очередной этап модификации сооружения начался в 1830 году. Городские чиновники не решились доверить производство строительных материалов для стратегического объекта частникам, поэтому за заказ взялись два казенных завода. Выпущенные на них изделия помечали клеймами «К.И.К.», «К…» (с указанием года) и «КВ». На казенных заводах работали заключенные из арестантских рот.

точное значение этих аббревиатур неизвестно, но по одной из версий «К.И.К.» означает «Киевская инженерная команда»

Из кирпича с клеймом «К.И.К.» в 1833 году была построена четвертая башня крепости, которая сейчас находится на улице Старонаводницкой, 2.

Через тридцать лет ненужные государству заводы приобрел купец второй гильдии Адам Снежко, заплатив за них 15 780 рублей. После смерти Снежко производство разделили между собой его дети. Выпускаемые ими кирпичи маркировались клеймом «Н. СНѢЖКО», то есть «наследники Снежко». Выйдя замуж, дочь купца Елена Снежко стала Хлебниковой и создала отдельную торговую марку. Свою продукцию она помечала двумя логотипами: клеймом «СНѢЖКО ХЛЕБНИКОВА» или переплетающимися буквами «С» и «Х».

Бывший доходный дом семьи Снежко расположен в Киеве на улице Пушкинской, 45/2 (угол с Льва Толстого).

Во время строительного бума бизнес Снежко пошел в гору, поэтому предприниматели затеяли строительство доходного дома, решив сделать его полностью из своего кирпича. Здание было закончено в 1901 году, открывала его Елена. Пережив несколько реконструкций и Вторую мировую войну, оно сохранилось до наших дней. Сегодня на панно на фасаде дома все еще можно увидеть две переплетающиеся буквы «С» и «Х».

«А. С. ЛУНЕВЪ»

Киевскому купцу Афиногену Луневу принадлежали кирпичные заводы в деревне Мышеловка и в Пирогово, но иногда, как и многие купцы, он арендовал другие заводы.

Производство Лунева было масштабным. К концу 80-х только один завод в Мышеловке производил миллион кирпичей в год. На них стояло клеймо «А. С. ЛУНЕВЪ».

Дом Лунева находится на улице Ярославской, 8. Официально здание на реконструкции, по факту — разрушается.

О самом Луневе известно мало. В 1880-м он купил деревянную усадьбу в Киеве, но вскоре снес, чтобы на ее месте появился дом. Автором проекта стал популярный тогда архитектор Павел Спарро, построивший в разное время несколько зданий на Владимирской, Прорезной и Терещенковской улицах. Дом Лунев возводил из собственного кирпича. Что произошло дальше — неизвестно. Через два года он продал недвижимость киевскому чиновнику.

После смерти купца производство досталось его наследникам, братьям Федору и Кузьме. Луневское клеймо было заменено на сложное — «Ф. и К. ЛУ (БР) НЕВЫ».

Самый известный завод в истории

Киевский кирпичный завод купца первой гильдии Ионы Зайцева находился между улицами Кирилловской и Верхне-Юрковской. Но в историю предприятие вошло не из-за кирпичей. Именно там работал Менахем Мендель Бейлис, которого в 1911-м обвинили в ритуальном убийстве мальчика Андрюши Ющинского. Тело нашли на Юрковице, недалеко от завода. В 1913 году Бейлиса оправдали.

Адрес завода Ионы Зайцева точно неизвестен. Но бывший административный корпус его больницы находится на Кирилловской, 61. Скорее всего, здание построено из кирпича, который делал купец.

Свое состояние Иона Зайцев сколотил на сахаре, а известен стал как меценат и попечитель медучреждений. В 1893-м он основал небольшую хирургическую больницу, а через четыре года построил на Кирилловской хирургический корпус, где бесплатное обслуживание могли получить неимущие евреи и не только. Зайцев не застал судебный процесс над Бейлисом — предприниматель умер еще в 1907 году.

Рядом с больницей Зайцева стояла усадьба и кирпичный завод, которые принадлежали козелецкому купцу Игнату Багрееву. В 1899 году Зайцев купил у Багреева и дом, и завод. На производимых там кирпичах ставили клейма «І.М.З.» и «І. М. ЗАЙЦЕВЪ». Производство было не только бизнесом, но и благотворительностью — Зайцев давал работу бедным евреям.

Советский кирпич

Заняв Киев в 1920 году, советская власть начала не только восстанавливать, но и менять структуру промышленности. Кирпичные заводы национализировали, клейма упрощали, иногда и вовсе заменяли пятиконечной звездой. Окончательно изображения на кирпичах исчезли после Второй мировой.

Одно из зданий, построенных в начале 50-х из нового на то время вида кирпича — силикатного, — стоит на Вышгородской, 16.

В первой половине 50-х в СССР начинается послевоенный строительный бум, главным нововведением которого становятся панельные дома. Кирпич продолжают использовать, но не так массово, как раньше. Меняется и технология его производства: вместо керамического кирпича появляется силикатный. Его прессуют из песка и извести, поэтому стоит он дешевле. Красный кирпич, как более влагостойкий, продолжают использовать для постройки фундамента.

Незаменимый материал

Полвека назад бытовало мнение, что будущее — за панельными домами. В отличие от кирпичных строить их быстрее и дешевле. Прогноз оказался верным в некоторой мере: сегодня типовые здания собирают по частям на месте либо на производстве — или целиком отливают на стройплощадке. Снизить затраты с помощью современных технологий удалось, но полностью заменить кирпич — нет. Для создания уникальных проектов застройщики до сих пор используют именно его.

Особенно кирпич пригодится в районах с исторической застройкой — в частности, на Подоле. Возводя здания там, девелоперы должны выполнить два условия: уйти от псевдоисторизма и вписать объект в старый архитектурный ансамбль. Сделать это можно с помощью кирпича. Например, сложить современный фасад из старых кирпичей: разрушившиеся здания разбирают, кирпичи очищают, реставрируют и используют повторно. Так создали кирпичную часть фасада Театра на Подоле.

Здание SAGA City Space находится на Петра Сагайдачного, 18.

Фасад другого подольского здания, Saga City Space, застройщик Saga Development сделал из нового бельгийского клинкера, который по цвету похож на родной киевский кирпич. Но и этот клинкер со своей историей. Его производит компания Nelissen, существующая с 1921 года, — производством до сих пор владеют потомки семьи Нелиссен. Кирпич для здания на Подоле был частью идеи: он уложен так, чтобы пропускать свет днем внутрь дома, а ночью — наружу.

Еще один способ вписать новострой в исторический ансамбль — фасадная плитка, имитирующая кирпич нужного цвета. Делают ее из глины, по той же технологии, что и кирпичи. Например, в ЖК CHICAGO Central House образ здания создает финская фасадная плитка Tiileri — она произведена на семейном кирпичном заводе, который был основан более полувека назад.

ЖК CHICAGO Central House расположен на Антоновича, 44.


Фото: Оля Сосюра, специально для Bird in Flight

Новое и лучшее

37 607

8 843

10 798
11 032

Больше материалов