Опыт

Аня Клосек: «Улица — это только фон для истории о человеке»

Польский фотограф Аня Клосек снимает улицы уже двенадцать лет и теперь, съев собаку на «стрите», определяет лучшие фотографии на международных фотоконкурсах. Екатерина Москалюк поговорила с Аней и узнала, как выбрать всего один кадр из нескольких тысяч и почему для удачной съемки не нужно ждать солнечных дней.
Аня Клосек 40 лет

Польский фотограф, живет в Варшаве. Член коллектива стрит-фотографов Un-posed. Ее работы отмечены национальными и международными наградами, экспонировались на многочисленных персональных и групповых выставках, в том числе Street Photography Now, Leica Street Photo, EASTREET и Miami Street Photography Festival. Работала в составе жюри Leica Street Photo и Miami Street Photography Festival.

Стрит-фотография — это жанр, в котором работают в основном мужчины. Ты согласна с этим утверждением?

Мужчин-фотографов в этом жанре действительно больше, но и для женщин, снимающих «стрит», эта тема не нова. Хотя есть и другая правда. Женщины-стрит-фотографы не так видны, их работы меньше продвигаются, и очень часто их мастерство остается незамеченным. Конечно, мои суждения индивидуальны, поскольку сама оценка фотографии достаточно субъективна и сложно беспристрастно говорить о том, что очень нравится.

Если оценка фотографии субъективна, как тогда определить лучшие снимки на фотоконкурсах? Как ты работала в составе жюри Miami Street Photography Festival, например?

Технические характеристики кадра, композиция, сюжет, его соответствие жанру помогают непредубежденно оценить снимок. Если все сложилось, фотография будет притягивать внимание, вызывать эмоции, заставит задуматься. Когда смотришь на действительно хорошую фотографию, нет чувства, что на ней изображено что-то лишнее или наоборот — многих деталей не хватает. На фестиваль в Майами пришло более четырех тысяч фотографий, и, скажу откровенно, далеко не все они были шедеврами. Прежде чем выбрать лучшие, я просмотрела их четыре раза.

Когда смотришь на действительно хорошую фотографию, нет чувства, что на ней изображено что-то лишнее или наоборот — многих деталей не хватает.

Но я получила огромное удовольствие. Я была в составе международного жюри: из всех присланных заявок мы выбирали снимки для главной выставки и для дальнейшей их оценки фотографами из Magnum. Известные стрит-фотографы, среди которых Ричард Кальвар, Мартин Парр и Алекс Уэбб, определили призовые места. Первый приз получила работа Алекса Ливерани, которую для финала отобрала именно я. На церемонии награждения и радовалась так, словно сама выиграла этот конкурс.


Можно говорить о том, что сегодня уличная фотография отличается от той, что была десять лет назад? Какие основные тенденции современного «стрита»?

Да, сейчас полно разных направлений, но все стрит-фотографии можно легко классифицировать. Есть снимки, где объем создается за счет нескольких планов: чем больше слоев на фотографии, тем больше в ней воздуха и пространства. Еще один тип — яркие, контрастные снимки, на них много света и теней, много красок и акцентов. Такие фотографии очень хорошо воспринимаются, они зрелищны. Также стрит-фото могут опираться на ситуации, чаще всего забавные и необычные для повседневной жизни города. Есть еще один вид, чаще всего выполненный в черно-белой манере. На таких снимках человек становится частью архитектуры города — его помещают в светлых пятнах кадра или в геометрических постройках. Такие фотографии, если честно, мне не очень нравятся.


Как давно ты работаешь в этом жанре?

Лет двенадцать назад меня осенило: хочу фотографировать. Первое время я пробовала снимать разные вещи, но выяснила для себя главное: что фотография — именно то занятие, без которого я уже не смогу. Когда беру в руки фотоаппарат, все остальное перестает существовать — есть только моя камера и люди, которых я снимаю.

Я поступила в Академию фотографии в Варшаве. На первом занятии преподаватель попросил рассказать, в каком жанре каждый из нас чувствует себя уверенно. И я подумала: ну как можно выбрать один жанр? Ведь я делаю хорошие портреты, пейзажи, могу снять интересный репортаж — да я все могу снять. Так думают, наверное, все новички. Но со временем поняла, что ближе всего мне репортаж и документальная фотография, а уличная — это часть жизни, способ видения окружающего мира.

На первом занятии преподаватель попросил рассказать, в каком жанре каждый из нас чувствует себя уверенно. И я подумала: ну как можно выбрать один жанр?

Занятия в академии сэкономили уйму времени, ведь мне пришлось бы самой искать необходимую литературу, изучать основы. И даже если самостоятельно освоить технику съемки, без знания истории искусств сложно научиться правильно «читать» снимок. Просмотр работ известных мастеров расширяет кругозор и учит осознанно видеть изображение.


Когда ты начинала снимать, у тебя была пленочная камера, количество кадров было ограничено. Сколько фотографий в день ты делаешь сейчас?

Да, я начинала с пленки и считаю, что она сильно ограничивает стрит-фотографа. Теперь я каждый день делаю очень много фотографий. Дома, в Варшаве, не всегда получается, но во время путешествий я снимаю все, что кажется мне хоть немного интересным. Кроме того, в новых городах нет никаких барьеров, которые успели выработаться у меня дома: например, я точно знаю, что у этого подъезда и в том переулке люди будут обязательно ругаться, что их фотографируют. А в новом городе даже если возникнет такая ситуация, то все — кадр готов и ты идешь дальше.

Я не снимаю статику, люблю динамичные сюжеты: мне хочется, чтобы снимки передавали ритм жизни города. 99% моих фотографий с людьми (1% с животными — люблю фотографировать собак). Их бесконечный поток все время движется, они отворачиваются, жестикулируют, и очень сложно предугадать, что произойдет в следующую минуту. Можно сделать больше десяти фотографий на одном месте, и все они получатся разными, а хорошая карточка и вовсе будет только одна.

Можно сделать больше десяти фотографий на одном месте, и все они получатся разными, а хорошая карточка и вовсе будет только одна.

Мне понравилось работать в Нью-Йорке и Майами, там люди приветливы и открыты. Они привыкли к туристам и если замечают фотографа, то просто улыбаются в ответ. Во Львове сейчас тоже много туристов, мне никогда не удается поселиться в один и тот же хостел — все забронировано заранее.


Почему именно Львов?

Во Львове родилась моя бабушка, поэтому выбор естественен. Сразу скажу, что я не отношусь к тем фотографам, которые мыслят проектами. Когда я выхожу на улицу, я не ищу заранее придуманные образы. Я делаю одиночные снимки, которые объединяю по принадлежности к месту: есть серия фотографий из Парижа, Нью-Йорка, Лондона.

Львов я фотографирую уже около двух лет, хочу показать жизнь людей в этом городе. Знакомлюсь с львовянами, прихожу к ним в гости, снимаю их быт. Улицы города — это скорее фон для историй о людях. Каждый день появляются новые фотографии, но мне кажется, я еще не сняла достаточно, чтобы завершить эту серию.

Какие твои любимые места для съемок во Львове?

Я люблю кадры, на которых много всего происходит. Во Львове мне нравится фотографировать на автобусных остановках: там всегда много людей, они разговаривают между собой и по телефону, садятся в маршрутку, отражаются в стеклах. Я с большой охотой ловлю эти моменты, но хорошие фотографии такого плана даются тяжело, и в моем портфолио их не очень много.

Во Львове часто идут дожди. Тогда все блестит и отражается на брусчатке, и это дает возможность посмотреть на город под другим углом. Интересно смотрятся запотевшие стекла в трамваях с дорожками от стекающих по стеклу капель. Я уверена, что для съемки любая погода хороша. Нужно брать все, что приносит день, а не ждать лета и солнца.


У тебя много разных наград. Тебе сложно выбирать лучшие из собственных снимков для конкурса?

Когда я просматриваю отснятое, то сразу понимаю, какие кадры стоит отправлять на конкурс, но все равно долго копаюсь в архивах. Иногда на это уходит целый день. Как правило, я сама решаю, что отправлять, но выбрать фото для Miami Street Photography Festival мне помог друг. Именно тот кадр, который мне посоветовал отправить он, попал в финал, а другие работы, которые я считала перспективными, не получили никаких наград.

Работы, отмеченные на конкурсах, как правило, показывают на выставках. Для себя лично ты их печатаешь?

Печатаю, но слишком редко. Я создаю у себя на компьютере папки со снимками для печати, и иногда мне даже удается перевести их на бумагу. Посмотреть на фотографию не на мониторе, а «живьем», дотронуться до снимка — это огромное удовольствие.

Новое и лучшее

37 607

8 843

10 798
11 032

Больше материалов