Историки несколько десятков лет пытались выяснить, кто изображен на скандальной картине Курбе, — и наконец выяснили
Французские ученые Клод Шопп и Сильви Обена предполагают, что им удалось определить, кто изображен на полотне «Происхождение мира» художника Гюстава Курбе. Историки и искусствоведы на протяжении нескольких десятков лет спорили о личности натурщицы, с которой Курбе писал картину.
«Происхождение мира» — одна из самых известных работ знаменитого французского реалиста. На ней крупным планом изображена обнаженная женщина, лежащая с раздвинутыми ногами. Предположительно, Курбе создал полотно по заказу турецкого дипломата Халила Шарифа-паши, который владел большой коллекцией эротической живописи. Художник представил «Происхождение мира» в 1866 году, но публика увидела работу лишь в 1988-м — до этого картина находилась в частных коллекциях и ее тщательно скрывали от посторонних. С 1995 года полотно находится в музее Орсе. «Происхождение мира» выставляют под пуленепробиваемым стеклом.
Историки, изучающие наследие Курбе, склонялись к тому, что на картине изображена любимая натурщица художника ирландка Джоанна Хиффернан. В 1860-х девушка позировала, в том числе обнаженной, для других картин француза — «Прекрасная ирландка» и «Спящие». Она также состояла в отношениях с учеником Курбе Джеймсом Уистлером. Но противники теории настаивали, что если бы для «Происхождения мира» позировала Хиффернан, то волосы на теле героини картины были бы рыжими, а не черными. Некоторые исследователи предполагали, что Курбе позировала одна из французских любовниц Шарифа-паши — например, куртизанка Жанна де Турбе.
Шопп и Обена уверены, что Курбе писал «Происхождение мира» с балерины Констанс Кенье. К этому выводу Шопп пришел во время изучения писем Александра Дюма—сына, когда работал над книгой о писателе. В частности, Шопп обнаружил упоминание Кенье в письме Дюма-сына, у которого были напряженные отношения с великим художником, писательнице Жорж Санд. «Нельзя писать своей самой изящной и точной кистью внутренний интерьер мадемуазель Кенье из оперы», — приводит цитату Шопп. Историк отмечает, что в архивной расшифровке слово «интерьер» было заменено на «интервью», и чтобы понять, о чем речь, Шоппу пришлось изучить оригинальное письмо. Музей Орсе поддержал теорию Шоппа и Обена и показал архивные фотографии танцовщицы.
В 1850-х годах Кенье была достаточно известной парижской балериной. Критики отмечали ее талант, а поэт Теофиль Готье даже посвятил ей стихотворение. В 1859-м она завершила карьеру в Парижской опере из-за травмы колена и, предположительно, стала любовницей Шарифа-паши, который к тому времени обосновался в Париже и просаживал свое состояние в азартных играх. На момент создания «Происхождения мира» Кенье было 34 года. Сильви Обена считает, что знакомые Кенье были в курсе, что именно она позировала для Курбе, но после того, как картина оказалась в частной коллекции, про этот факт забыли. По словам исследователей, им было важно показать личность натурщицы и «восстановить ее достоинство».
В конце своей жизни Кенье была уважаемой парижанкой и филантропом. Она владела бриллиантами и жила в самом презентабельном месте столицы — на улице Руаяль. В ее завещании обнаружили упоминание о другой картине Курбе — полотне, на котором изображен цветок камелии. В то время камелия ассоциировалась с куртизанками — в первую очередь из-за романа «Дама с камелиями» Дюма-сына. Искусствоведы уверены, что полотно было подарком художника для модели.