Почему это шедевр

Ну и что же тут криминального: Художница-диссидентка Алла Горская

Художница Алла Горская сознательно выбрала диссидентский путь. Как следствие ее работы уничтожали, ее саму исключали из Союза художников и устраивали за ней слежку. В конце концов она погибла при невыясненных обстоятельствах. О короткой, но яркой жизни художницы рассказывает Татьяна Жмурко.

Алла Горская принадлежала к поколению послевоенных романтиков, отчаянно веривших в честность, дружбу и светлое будущее. Именно ей, русскоязычной девочке из Ялты, было суждено возрождать украинский язык и искусство.

Жизнь обещала Горской безоблачное будущее, высокооплачиваемые должности и заказы, но она выбрала другой путь — диссидентский. В работах художницы «не было нужной помпы», а вскоре она развернула правозащитную деятельность, которая со временем затмила творчество.

Рано погибшая, Горская оставила после себя не так много работ. Среди них — масштабное монументальное панно «Молодая гвардия» в Краснодоне Луганской области и серия мозаик в Донецке, которые по иронии судьбы сегодня оказались на не подконтрольных Украине территориях.

«Автопортрет», 1958 год
«Автопортрет в синем», 1955 год

Возвращение в Украину

Художница Ирина Левитская вспоминала: «Алла стала символом свободы без страха и сомнений во время общего унижения и лжи. Бороться с ней было невозможно. Ее можно было только убить».

Горская родилась в 1929 году в семье советских номенклатурщиков — ее отец был директором Ялтинской, а позже — Ленинградской киностудии. После блокады семья Горских переехала в Киев, где поселилась в большой квартире на улице Репина (ныне Терещенковская). Алла рисовала с детства, потому девочку отдали в Республиканскую художественную школу, а затем Горская поступила в Киевский художественный институт, где училась в мастерской живописи Сергея Григорьева.

Жизнь обещала Горской безоблачное будущее, высокооплачиваемые должности и заказы, но она выбрала другой путь — диссидентский.

В. Парахин, А. Горская, Г. Синица, В. Зарецкий. Донецк, 1965 год

В 1959 году Горская вместе с Лесем Танюком, писателями Василием Симоненко и Иваном Драчом, художником Афанасием Заливахой и другими создают Клуб творческой молодежи «Современник», разместившийся в помещении Октябрьского дворца в Киеве. Они проводят творческие вечера, стремясь возродить украинский язык и культуру. «Современник» был очень прогрессивным для того времени: при нем действовал джазовый ансамбль, здесь проходили выставки, спектакли, проводились этнографические экспедиции.

«Алла стала символом свободы без страха и сомнений во время общего унижения и лжи. Бороться с ней было невозможно. Ее можно было только убить».

Тогда же Горская начала изучать украинский язык. В одном из писем своему отцу она признается: «Ты знаешь, все время хочется писать на украинском языке. Говоришь по-украински — и думать начинаешь на украинском языке. Читаю Коцюбинского». Внимание к украинской истории и культуре сформировало круг тем и стилистику работ Горской: это и народное искусство, и давно вычеркнутый из истории Михаил Бойчук, и другие формальные поиски начала XX века. А область монументального искусства с его особым декоративным языком стала площадкой для таких экспериментов.

Портрет Ивана Светличного, 1963 год
Портрет Василия Симоненко, 1963 год

Шевченко за решеткой

Годом позже Алла Горская создает «Автопортрет с сыном». На вытянутом по вертикали холсте она стоит в упор глядя на зрителя; сын Алексей у нее на руках всем телом прижимается к матери. И пусть формально художница не отходит от соцреалистического метода, наполнение изображения — камерное, интимное, хрупкое — противоречит догмам советского искусства. Уже в этой работе звучит предчувствие трагической гибели художницы. Его усиливает композиция, напоминающая иконографию Богоматери с младенцем.

В 1964 году Горская в соавторстве с другими художниками-монументалистами — Афанасием Заливахой, Людмилой Семикиной и Галиной Зубченко — работает над витражом «Шевченко. Мать» для вестибюля красного корпуса Университета Шевченко. Уже готовую работу отклоняет ректор, которому образ поэта показался «недостаточно идеологически правильным»: оконные ребра витража были считаны им как тюремные решетки. Работа, над которой художники трудились больше года, была без колебаний уничтожена.

Горскую отчисляют из Союза художников — в то время это значит, что она больше не может работать художницей. Через год ее восстановят, но у Горской хватает дел и без творчества: она ведет активную правозащитную деятельность, пишет письма в прокуратуру о незаконности и жестокости приговоров художникам и писателям. Ее квартира становится эпицентром диссидентского движения, куда как на свет слетаются художники и писатели.

«Дума (Т. Шевченко)», 1963 год

Могилы и письма

Помимо «официальной» культурной деятельности участники «Современника» втайне инициировали создание комиссии, собиравшей информацию о репрессиях «большого террора».

Ее квартира становится эпицентром диссидентского движения, куда как на свет слетаются художники и писатели.

Все началось с самого Октябрьского дворца: в подвалах участники клуба обнаружили камеры для допросов НКВД. Впоследствии открылись и другие жуткие факты — в частности, массовые расстрелы в Быковне под Киевом. В 60-е это был обычный тихий район, где среди зелени паслись козы, а мальчишки играли в футбол простреленным детским черепом. Активисты требовали справедливости — оглашения преступлений советской власти, «возвращения» собственной истории, — за что быстро оказались под слежкой.

«Возле речки», 1964 год
«Автопортрет с сыном», 1960 год. Коллекция НХМУ

В 1968-м киевская интеллигенция направила письмо на имя Брежнева с требованием остановить противозаконные политические репрессии против художников и писателей, а также сделать гласными судебные процессы. Это обращение вошло в историю как «Письмо 139», или «Киевское письмо», — одна из немногих попыток консолидации киевской культурной среды против центральной власти. Первым свою подпись поставил кинорежиссер и художник Сергей Параджанов; среди прочих подписавших была и Алла Горская.

Репрессии последовали незамедлительно: Горскую снова исключили из Союза художников и усилили слежку. В одном из писем того времени она говорит: «Нас [приставили] к стенке: выгнали из Союза, запрещено давать работу в издательствах, в фонде, отберут мастерские». Через несколько месяцев советские танки вошли в Прагу для подавления Пражской весны, и стало ясно, что свобода, в которую так верило поколение шестидесятников, оказалась очередной декларацией.

Но для Аллы Горской самое страшное было впереди: 28 ноября 1970 года она погибла при обстоятельствах, которые до сих пор остаются невыясненными. По официальной версии, ее убил свекор «на почве личной неприязни», после чего покончил жизнь самоубийством. Как это мог сделать пожилой больной человек, следствие не уточняло.

28 ноября 1970 года она погибла при обстоятельствах, которые до сих пор остаются невыясненными.

Эскиз к мозаичному панно «Знамя победы», 1960-е годы
Фрагмент монументального панно «Знамя победы». Музей «Молодая гвардия», Краснодон, Луганская область. Автор фотографии Евгений Никифоров
Монументальное панно «Знамя победы». Музей «Молодая гвардия», Краснодон, Луганская область. Автор фотографии Евгений Никифоров

Изображения предоставлены семьей художницы, если не указано обратное.

Новое и лучшее

37 614

8 847

10 801
11 037

Больше материалов