Мэйд ин Юкрейн: 38 работ с выставки Украинской фотографической альтернативы
Украинская фотографическая альтернатива (UPHA) была создана в 2010 году, чтобы поддерживать молодых авторов и помогать им сотрудничать друг с другом и с институциями. Количество участников постоянно меняется: кто-то приходит, уходит или возвращается; сейчас в группе состоит около 200 фотохудожников, критиков, издателей, галеристов и арт-кураторов.
Выставки объединения проходили в Лондоне и Стокгольме, но показ в АКТе — его первое масштабное событие в Украине. Основой для экспозиции стали материалы книги издательства BOOKSHA, изучающей творчество художников платформы. И книга, и выставка исследуют пласт современной украинской фотокультуры: работы молодых авторов перемежаются, например, снимками Харьковской школы.
По просьбе Bird in Flight Миша Педан и кураторы выставки — Максим Горбацкий, Ярослав Солоп и Виктория Бавыкина отобрали 38 работ и рассказали, как они воспринимают выставку и саму платформу.
«Союз фотохудожников — это динозавр, дожевывающий советскую эстетику».
Миша Педан, художник, куратор
— Структура UPHA проста: есть координаторы, каждый из них отвечает за определенный регион. Автор фотопроекта связывается с координатором, и если проект интересен и актуален, то его принимают. Как правило, члены UPHA — это молодые люди: они активные, у них много интересов и надежды на будущее.
Наверное, не всем есть польза от такой платформы, в которой только совместные проекты и выставки. С другой стороны, возможно, и мы делаем недостаточно много, чтобы привлекать новых людей.
Эта выставка была бы невозможна, если бы мы не
Выставка была завязана на книге Ярослава Солопа и Миши Букши, посвященной UPHA. Времени было крайне мало. Я бы не взялся делать такую выставку и за полгода, а Макс Горбацкий, Вика Бавыкина и Ярослав Солоп были уверены, что сделают ее за месяц. Я выступил консультантом — моя помощь заключалась в создании скелета выставки.
Я уже тридцать лет не живу в Украине, и у меня ощущение, что все мои друзья и родственники тут живут в бесконечном ожидании, что что-то изменится. Для молодых людей это особенно ужасно, потому что именно в юности есть огромное количество энергии, идей и планов. Надо воплощать их в жизнь независимо от состояния экономики, независимо от политиков и бюрократов.
Государственные объединения не работают. Союз фотохудожников — это динозавр, дожевывающий советскую эстетику. И я, и наши участники это понимают — поэтому и была создана UPHA. Но она не антипод союза, а продукт своего времени. И UPHA отражает ситуацию не только в украинской фотографии, но и в мире искусства в целом.
Изначально за взаимодействие с авторами востока Украины отвечал Роман Пятковка, запада — Константин Смолянинов, юга и центральной части страны — Александр Ляпин. Позже сообществом занимались Александра Набиева и Дмитрий Шовкопляс — при них был выпущен спецномер журнала «5.6», посвященный группе, и проведена выставка в центре «Мистецький Арсенал». В 2017 году часть организационных функций перешла Анастасии Леоновой и Ярославу Солопу.
«Это не соревнование и не показ достижений сельского хозяйства».
Ярослав Солоп, художник, куратор, исследователь фотографии
— UPHA — достаточно активная и пластичная организация, которая, в отличие от законсервированных объединений или идейных группировок, движется за счет притока новых участников и новых проектов существующего состава. Мне кажется, участников объединяет желание актуализировать фотографию в современном искусстве. При этом авторы уникальны в своих методах работы с фотографией.
К работе над материалами книги команда издательства приступила в 2017 году. Мы предложили каждому из участников группы прислать портфолио со всеми своими проектами. В результате получили около 150 заявок, 422 проекта и пересмотрели почти 20 тысяч снимков. Этот массив материалов, кажется, стал для нас самым масштабным исследованием фотографии.
Большинство авторов сосредоточили внимание на пяти темах. Первая — постсоветский синдром (быт, работа с советским наследием, архитектура, атавизмы общественных отношений), все то, с чем украинское общество не может проститься последние 30 лет. Вторая — реакция художников на события времен независимости Украины и социальные потрясения. Третья — отношение к религии и ее влиянию на социум. Четвертая — события Революции Достоинства, аннексия Крыма и агрессия России на Востоке. Пятая — гендерная проблематика и конструкт телесности.
Показать группу в полном объеме невозможно: даже в издании на тысячу страниц мы бы смогли представить максимум по две работы членов UPHA, а такой подход создает искаженное представление о художественной практике каждого отдельного автора. Аналогично мы не пытались создать крупнейшую или самую масштабную фотовыставку, приобщив всех участников группы. Это не соревнование и не показ достижений сельского хозяйства.
Мы хотели выстроить последовательное, понятное для зрителя высказывание, позволяющее посетителям не только ознакомиться с современной фотографией, но и пережить ощущение причастности к тем или иным явлениям в Украине.
«Мы не стремились показать самое эпатажное»
Виктория Бавыкина, куратор
— Весной в АКТе стали работать я (куратор всего пространства) и Максим Горбацкий (проджект-менеджер). У нас возникла идея сделать одну из выставок только из снимков. Копаясь в украинской фотографии и в темах, которые можно с ее помощью поднимать, мы вспомнили о книге UPHA Made in Ukraine.
Мы поговорили с Ярославом Солопом и Мишей Букшей, потом еще раз, потом еще много раз. Обсудили все с Мишей Педаном, определили список авторов. Долго выбирали работы, составляли таблички, говорили с авторами, делали план экспозиции, переделывали его при свете фонарика в парке Славы. Много говорили с техническим директором Сергеем Диптаном и с нашей менеджеркой Мариной Дяковой.
Огромной помощью стала вся та работа, которую Ярослав и Миша (при поддержке других исследователей) проделали заранее, — отобрали и систематизировали невероятные массивы материала. Поэтому мы работали уже с готовой базой.
«Арт-завод Платформа», частью которого является АКТ, поддержал и профинансировал проект. Мне кажется очень важным, что достаточно альтернативное место, в котором еще не привыкли видеть искусство, поддержало и реализовало проект, посвященный украинской фотографии.
Мы не стремились подвести итог, рассказать историю UPHA, или показать в ней самое классное или самое эпатажное, или найти в рамках UPHA новое слово в украинской фотографии. В 2010 году появилась UPHA и существует до сих пор. И теперь 90% тех, кто в Украине занимается современной фотографией, являются участниками этой группы. Мне кажется, главной нашей целью было показать некий условный срез как UPHA, так и, следовательно, украинской фотографии: показать разных авторов и авторок, разные темы, подходы, взгляды на эстетическое, этическое и фотографическое в целом. Это субъективный срез — то, что мы увидели в UPHA и показали.