Маски-шоу в портфолио Алисы Горшениной
Окончила Нижнетагильскую государственную социально-педагогическую академию, художественно-графический факультет. С 2013 по 2016 год была участницей арт-группы Secondhand. С 2015-го занимается персональными проектами. Вошла в лонг-лист премии Кандинского, постоянная участница Уральской индустриальной биеннале и проектов музея «Гараж». Выставлялась в Украине, России, США. Работает с живописью, графикой, текстилем, видео-артом, коллажем. Живет в Нижнем Тагиле.
— Не знаю, могу ли я так громко говорить о своих работах, но я точно не занимаюсь дизайном — я создаю художественные произведения. Сложно выделить главную тему моего творчества, но оно всегда вращается вокруг моей жизни. Я почти никогда не рассуждаю в своих работах о том, что не касается меня напрямую, для меня важно, чтобы все идеи были в первую очередь понятны мне самой. И я почти не продаю свои маски и костюмы, даже не даю их никому примерять, иначе все это превращается в пустые аксессуары. Мои работы — часть меня.
Личные истории вперемешку с моими интересами и увлечениями (народные костюмы, деревянное зодчество, искусство Древнего Египта, биология, анатомия и прочее) и рождают визуальные образы. Даже когда я говорю о широких темах, например о национальной идентичности или телесности, они в любом случае пропущены через мою личную историю. Так, я показываю свою внутреннюю многонациональность, когда обращаюсь к славянским, башкирским и уральским мотивам.
Я почти никогда не рассуждаю в своих работах о том, что не касается меня напрямую.
Я считаю себя мультидисциплинарной художницей, поскольку работаю со множеством разных выразительных средств — от живописи, графики, текстильных скульптур до видео-арта, анимации и цифровых фотоколлажей. При этом форма и содержание для меня одинаково важны. Когда мною овладевает какая-то идея и я понимаю, что визуально ее нужно воплотить определенным образом, то я подстраиваю технику под концепцию. Но иногда и техника играет главную роль.
У меня есть лайфхак, как пробудить внутри себя что-то вроде вдохновения: я просто иду в мастерскую, заполненную работами разных периодов, сажусь на пол и смотрю на все, что сделала. Этого достаточно.
Форма и содержание для меня одинаково важны.
Мой стиль постоянно меняется, ведь меняюсь и я сама. 90% моих текстильных работ сшиты вручную — так они выглядят более живыми. Они отличаются, потому что со временем я просто стала увереннее шить, но мне до сих пор нравится, когда швы получаются неровными.
Символы из прошлого вдохновляют меня на что-то новое, поэтому я часто анализирую свое творчество, но не с начала выставочной деятельности, а с самого детства. Тогда мои работы были, с одной стороны, мечтательными (я часто рисовала космос и то, что я космонавтка), с другой — немного печальными (к примеру, у меня есть очень ранний дошкольный автопортрет, где я плачу). В подростковом возрасте я занималась исключительно графикой, такой темной — изображала свою внутреннюю боль, страхи. Дальше я вновь вернулась к более светлым фантазиям, и сейчас в моих работах много личного, хорошего и плохого — все смешано.
В подростковом возрасте я изображала свою внутреннюю боль, страхи. Дальше вновь вернулась к более светлым фантазиям.
Живу я за счет гонораров за выставки и продажи специальной линейки моих аксессуаров, периодически создаю брошки и серьги на продажу. Иногда продаю некоторые работы через галереи, но чаще живопись или графику, какие-то мелкие аксессуары.
В прошлом году состоялся мой дебют в качестве театральной художницы — я создавала образы для театра «Провинциальные танцы» в спектакле «Приключения сапожника Петра». Это весьма интересный и вместе с тем тяжелый опыт: мне было очень сложно видеть свои работы на других людях, но я решилась на этот эксперимент, чтобы заглянуть за кулисы театра. Хочу и дальше развиваться в этом направлении, а еще мечтаю сделать свою постановку и снять фильм.
Мне было очень сложно видеть свои работы на других людях, но я решилась на эксперимент, чтобы заглянуть за кулисы театра.