Моя несчастная мама
Однажды Диана Карклин поняла, что не знает, хочет ли она заводить детей. Чтобы найти ответ на этот вопрос, фотограф решила поговорить с женщинами, которые уже родили. Так появился проект «Отменить материнство» (Undo Motherhood) — серия портретов и истории тех, кто любит своих детей, но не рад их появлению.
Книга Undo Motherhood вышла в издательстве Schilt Publishing. Приобрести ее можно здесь.
Фотограф, живет в Испании. Училась в The Active School of Photography в Мексике, фотошколе Photoplay в России, EFTI в Испании.
— Я начала проект о материнстве в 2016 году: это была моя магистерская работа в Международном центре современной фотографии EFTI в Мадриде. А закончила в конце 2020-го, когда напечатала макет книги.
За эти пять лет я поработала с девятью мамами из разных стран, но в книгу попали только семь историй. Кого-то удалось найти в социальных сетях или на анонимных форумах. У всех них была глубокая потребность в разговоре. Мне просто нужно было внимательно слушать и максимально правдиво переводить их истории в изображения и тексты, не осуждая. Вы не поверите, сколько матерей сегодня сожалеют о рождении детей.
Вы не поверите, сколько матерей сегодня сожалеют о рождении детей.
Героини проекта не боятся последствий огласки. Записать истории значило придать смысл страданиям этих женщин. Хочу подчеркнуть, что они не сожалеют о том, что у них сейчас есть дети. Они сожалеют только о работе, на которую подписались; работе, которая обещала счастье и удовлетворение, но лишила их собственной жизни. Во многом это связано с устаревшими представлениями о женщине, матери и воспитании детей в целом. По иронии судьбы, героини — превосходные матери и обожают своих детей. Но все же, если бы они могли вернуться назад во времени, они бы не стали рожать в тех же условиях.
Больше всего меня впечатлил рассказ женщины с Ближнего Востока. Ее муж не проводит время с ребенком. В их консервативном обществе ожидают, что именно матери будут воспитывать детей, а не отцы. Моя героиня не отдавала себе в этом отчета, когда соглашалась иметь детей. Ее муж злится, когда она просит его посвящать больше времени семье. Он считает, что достаточно просто приносить деньги. Женщина потеряла себя, работу, круг общения, счастье, а мужчина наслаждается той же свободой, что и раньше.
Эта конкретная история послужила мне уроком: если однажды я решу стать матерью, то разделю родительские обязанности поровну. Сегодня я мама двухлетнего мальчика. Именно благодаря Undo Motherhood я все-таки отважилась на рождение ребенка. Долгое время на меня давила семья, а это делало любое обдуманное решение совершенно невозможным. Если бы я сказала «да», это означало бы капитуляцию перед давлением. Если бы я сказала «нет», это было бы всего лишь ответной реакцией на давление, но не выбором. Такое положение вещей приводило меня в бешенство.
Когда я поняла, что не дети разрушили жизнь моим героиням, а консервативная гнетущая идеология материнства, для меня все изменилось. Я поняла, что можно и нужно по-другому. Вместо того чтобы отказаться от материнства вообще, я решилась на этот трудный путь с партнером. Мы с первого дня поровну разделили родительские обязанности, что хорошо сказалось на нашей семье, особенно на ребенке. Этим я обязана своему проекту.
Какой вывод я сделала, когда отдала книгу в печать? О материнстве можно сожалеть, как и о любом другом важном решении. Женщинам нужно знать всю правду об этой роли, прежде чем они сделают то, что изменит их жизнь.
Чем больше я углублялась в тему, тем яснее становилось, что материнство всегда использовали как инструмент для контроля женщин. Слишком многие верят в красивые образы, не понимая, что реальное материнство — сложный опыт, совершенно не похожий на то, что рисуют в медиа.
О материнстве можно сожалеть, как и о любом другом важном решении.
Возможно, в западных странах женщин принуждают к рождению детей уже не столь яростно, но в остальном мире давление все еще сильно. В такой среде становится сложно отличить собственное желание от чужих ожиданий. Образ матери как главной хранительницы семьи устарел и теперь наносит огромный вред женщинам, мужчинам и их детям, которые очень часто имеют формальные отношения с отцом.
Конечно, есть женщины, которые решили посвятить свою жизнь детям — и в этом нет ничего плохого, — но их немного. Большинство из нас сегодня хочет иметь достойную работу, осмысленную жизнь и семью. Есть поговорка про «деревню», которая нужна для воспитания ребенка. Но хорошо бы подключать к воспитанию хотя бы второго родителя. И я имею в виду не «папу выходного дня», который просто «помогает», а разделение всей эмоциональной, материальной и физической ежедневной нагрузки.
Все уже меняется в правильном направлении, но медленно. Отцы не выходят на улицы, чтобы заявить о своем праве на декретный отпуск. Думаю, семейная политика, законы, наша культура в целом должны способствовать этим изменениям.