Опыт

Берлинский рокабилли и московский андеграунд 80-х
в 10 фотографиях Петры Галл

До 20 мая в музейно-выставочном центре «Рабочий и колхозница» в Москве проходит выставка немецкого фотографа Петры Галл «Моторокеры. Москва—Берлин». Bird in Flight попросил Мишу Бастера, куратора выставки и издателя книги «Перестройка моды», в которую войдут работы Галл, выбрать 10 фотографий Петры и рассказать о каждой из них.
Петра Галл

Немецкий журналист и фотограф. В 1981 году переехала в Берлин и оказалась в сердце берлинского андеграунда, где в те революционные времена блистали Ник Кейв, Бликса Баргельд, Нина Хаген и Рио Райзер. В конце 80-х отправилась в СССР, чтобы снимать для немецких журналов, и попала в эпицентр московского рокерского движения. В Москве Галл сняла уникальные фотосерии, посвященные советской молодежи и распаду Союза. С конца 1980-х и до середины 1990-х снимки Петры публиковались во многих немецких журналах, среди которых Biker News, Prince, Blickpunkt, Metal Star, Motorad и Tatowier.

1

Шеремуха, он же Шарик: аэропорт Шереметьево-2 был традиционным местом ночного паломничества рокерских колонн, стартовавших либо с задворок МХАТа, либо с Лужников. Целью визитов было и себя показать, и иностранцев попугать. Плюс обязательно посетить тамошнее кафе. Маршрут в аэропорт часто пролегал через Бадаевский пивной завод и под утро заканчивался на выходе из ресторана гостиницы «Москва». Там, заплатив 1 рубль 50 копеек, мотоциклисты выносили со шведского стола шлемы, доверху набитые едой.

Petra-Gall_01

2

До появления специальных подразделений по отлову рокеров гаишники на мотоциклах вызывали у хулиганов откровенный смех. Они не могли угнаться за мотоциклистами, ездили неловко, ну и выглядели, скажем так, куда менее модно, чем мотогаишники в шлемах и крагах 1960-х. Эстетика провисала в эти годы по многим фронтам.

Petra-Gall_02

3

Задворки МХАТа имени Горького — место, ставшее популярным в 1987-м, когда местные модные парни сели на мотоциклы и создали обособленную тусовку. В отличие от концертно-рокерских объединений, культивировавших хеви-метал, она, словно противопоставляясь, предпочитала стиль рокабилли и вдохновлялась фильмом «Улицы в огне».

Petra-Gall_03

4

Ратников в ночной пельменной. Это незабвенные заведения, которые вместе с шашлычными и бутербродными проходили под общим термином «стояки». Ночью здесь столовались рокеры и таксисты, днем — служащие и приезжие.

Petra-Gall_04

5

Ночной центр Москвы конца 1980-х годов, снятый во время какого-то очередного мототура с заездами на улицу Горького за горячим, только что привезенным с завода хлебом в Филипповскую булочную. Сейчас такая безлюдная, погруженная во тьму Москва с кривыми улочками сохранилась крайне локально. Вместе со смешанным запахом мокрого асфальта и бульварных тополей, со странными прохожими, поскольку все не странные отрубались перед очередным трудовым подвигом, ее смело можно назвать «Москва та».

Petra-Gall_05

6

Фотосессия 1990 года для модного журнала Prince с западноберлинскими рокабиллами из клуба Nord на гэдээровских мотоциклах AWO (Автовело). Съемки рокеров приурочены к Международному дню рок-н-ролла, который празднуется во многих странах 13 апреля — в исторический для Германии период, связанный с разрушением Берлинской стены.

Petra-Gall_06

7

Девушки на мотороллере IWL (Industriewerke Ludwigsfelde), такие производились в Людвигсфельде, Бранденбург. Вполне символично для этой фотосессии, как и одежда в стиле «Бурда Моден», которая начала свою экспансию как раз в 50-х.

Petra-Gall_07

8

Волна неорокабилли накрыла Западный Берлин еще в начале 80-х. К концу десятилетия это был уже оформившийся стиль, который дал серьезный толчок к развитию немецкого сайко, вполне конкурентного германской сцене тяжелого рока. Десятки небольших клубов, наподобие заснятого клуба Nord, стали фундаментом крупных ежегодных германских рамблов уже в начале 90-х.

Petra-Gall_08

9

В конце декабря 1989 года открылись для прохода Бранденбургские ворота, через которые была проведена граница между Восточным и Западным Берлином. Берлинская стена, утратившая свой смысл, еще стояла, но всего лишь как символ недавнего прошлого. Она была разбита, расписана многочисленными граффити, став на год туристической достопримечательностью.

Petra-Gall_09

10

Заброшенные привокзальные здания Потсдамской площади тоже не случайная локация. Потсдамер-плац с 1948 года называли «углом трех стран», где смыкались три сектора оккупации Берлина — советский, британский и американский. И именно по ней проходила линия, маркирующая границу между ФРГ и ГДР, которая в 1961 году превратилась в Берлинскую стену.

Petra-Gall_10

Новое и лучшее

37 681

8 885

10 850
11 082

Больше материалов