Горы и грустные люди Киргизии
Французский документальный фотограф. Учился фотографии в школе Конде во Франции. Много работал над проектами в Азии — в Индонезии, Тайланде и Монголии. Лауреат премии фонда Марселя Блештейн-Бланше, финалист множества конкурсов.
Киргизия (Кыргызстан) — бывшая советская республика, зажатая между Казахстаном, Таджикистаном, Узбекистаном и Китаем. Три четверти ее территории занимают горы. Большая часть 6-миллионного населения — мусульмане; по подсчетам местной прессы, в стране работает больше двух с половиной тысяч мечетей.
В 2010 году президент Курманбек Бакиев был свергнут. На последующем референдуме приняли новый проект Конституции, и страна стала парламентской республикой. В то же время на юге Кыргызстана прошли вооруженные столкновения между узбеками и киргизами.
Как пишет РБК, большинство молодых уроженцев страны едут в Россию, чтобы прокормить семью и накопить на женитьбу. Средняя зарплата в 2015 году составила 13,3 тысячи сомов (около 200 долларов) в месяц.
Французский фотограф Эллиотт Вердье отправился в Киргизию, чтобы своими глазами увидеть неизвестный мир Средней Азии.
— Я люблю бывать в местах, в которых человек вроде меня — представитель среднего класса из Парижа — никогда не побывает; встречаться с людьми, с которыми никогда бы не повстречался. Я хочу рассказать о мире, который не попадает в главные новости, но имеет дело с серьезными социальными проблемами; я нахожу в нем красоту и людей, полных ностальгии, меланхолии и чувствительности.
После путешествия по Монголии я стал интересоваться Центральной Азией. Помню, как смотрел на карту и спрашивал себя, что такое Киргизия. К своему стыду, я не знал! Я начал читать про нее и нашел очень мало. Так в июне 2016-го я решил поехать туда на месяц, чтобы увидеть страну самому. А в октябре начал работу над проектом, который закончился в феврале 2017-го.
Я без проблем попал в Киргизию, но однажды меня задержала полиция: я фотографировал в промзоне — видимо, это было запрещено. Два правоохранителя увидели меня и решили, что я тайный агент: они называли меня Джеймсом Бондом! В участке они взяли у меня отпечатки пальцев и сделали фото. К счастью, через несколько часов за мной в участок приехали друзья и разрешили ситуацию. Я думаю, полицейские просто хотели взять с меня денег, коррупция в Киргизии — обычное дело. Но они ничего не получили.
Люди на снимках очень разные: есть те, с кем я только что познакомился на улице, есть ветераны, с которыми я провел множество часов, и молодежь, с которой мы провели много вечеров. А еще — работники и работницы угольных шахт, рыбаки, охотники. Согласия на съемку от некоторых я ждал несколько месяцев и столько же организовывал места, декорации и свет для портретов. Иногда, к сожалению, у меня не хватало времени задействовать всех людей, которые согласились на съемку.
Когда я впервые приехал в Бишкек, меня удивило, насколько современной была его молодежь. Постыдно, что в коллективном сознании Киргизия считается изолированной, дикой, отшельнической. В Бишкеке я встретился со всеми типами людей, которых мог бы встретить на своей улице, и посещал места, в которые мог бы ходить в Париже.
Также Киргизия показалась мне очень ностальгирующей и грустной. Сначала я заметил это среди пожилых людей: ощущается их растерянность от того, что раньше их страна была хорошо устроена, а сейчас в ней полно проблем. Города и мышление людей (даже молодежи) не изменились, но состарились.
Также ощущалась гордость: Советский Союз был могущественным, и Киргизия являлась частью этой власти. Хотя сегодня это забытая богом безгласная страна.
Основная цель проекта — поиск баланса между меланхолией и надеждой. Мне нравится думать, что этих людей первый и последний раз снимали широкоформатной камерой: так я оставлю уникальные воспоминания о них.