Ресурсы

Изофронт: Насилие в плакатах начала ХХ века

ХХ век — один из самых кровавых в истории человечества. Ярче всего эту эпоху иллюстрирует агитационный плакат, который, как сегодня Twitter, эмоционально, лаконично и оперативно распространял информацию и консолидировал людей вокруг идеи.

Плакат стал востребованным инструментом пропаганды во время Первой мировой войны. Ярче всего эту эпоху в книге «Русский революционный плакат» (1925) описывает критик того времени Вячеслав Полонский. Он называл плакат «орудием массового распространения» и считал его «красочно раскрашенными картинками», в которых «кровь лилась потоками, так что нередко возникало опасение за полное уничтожение запасов красной краски». Вместе с тем Полонский отмечает: «Ноты миролюбия в нашем плакате не преобладали. Да и могло ли быть иначе? Ведь этими раскрашенными листами говорила сама эпоха с ее кровью и слезами, с отчаянием и ненавистью, с ее безоглядной решимостью победить и с забвением всяких гуманностей».

настоящая фамилия — Гусин

poster_27
Д. Моор. Двухкрасочная литография
Автор неизвестен. 1917-1921 год. Источник: Нью-Йоркская публичная библиотека
В. Дени. 1920 год
Д. Моор. 1925 год
Д. Моор. 1920 год. Москва
Н. Рерих. 1914 год. Литография
Карикатура из журнала «Ворон» № 1. 1906 год
В. Дени. 1919 год
Д. Моор. Москва. Многокрасочная литография
Н. Когоут. 1922 год
poster_13
В. Дени. 1920 год. Москва

В этой «лихорадке борьбы, пафосе наступления, мужества отчаяния и бешеной скорости» центральной темой стала оборона. Оборона должна была осуществляться как от империалиста, так и от деникинца, петлюровца, махновца. Вскоре образ врага постепенно приобрел более широкую трактовку — врагом обозначали каждого, кто стоял на пути всемирной революции: кулака, лодыря, попа, предателя, спекулянта.

После окончания войны и революции 1917-го плакат оставался оперативным и востребованным медиа. Новые средства выражения — в особенности монтаж — позволили плакату стать более динамичным.

Н. Смирнов. Москва. Двухкрасочная литография
М. Костяницын. 1920 год
Д. Моор. 1920 год
А. Апсит. 1918 год
Неизвестный художник. 1920 год. Одесса. Многокрасочная литография
Неизвестный художник. Одесса
Д. Моор. Двухкрасочная литография
Неизвестный художник. 1918 год. Коллекция Tate Gallery. Литогравюра
Д. Моор. 1920 год. Изображение: Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва»
Д. Моор. Москва. Двухкрасочная литография
poster_03
М. Черемных. Линолеум, три краски, 70 на 52 сантиметра. РОСТА
В. Дени. Многокрасочная литография
А. Апсит. 1918 год
А. Апсит. 1918 год
poster_07
Автор неизвестен. После 1930 года

Стоит вспомнить одну биографию — украинского советского художника Адольфа Страхова (настоящая фамилия — Брацлавский). Выходец из бедной многодетной семьи, он пытался заработать деньги на свое обучение, пока во время войны не пошел на фронт — а вернувшись в Екатеринослав (ныне Днепр), принял сторону большевиков. Во время Гражданской войны Страхов и его коллеги создавали массовую пропаганду, ориентируясь на Рериха, Гогена, Матисса и других европейских модернистов.

Хотя в 1921-м Страхов написал серию плакатов «Азбука революции», которая неоднократно экспонировалась на выставках, известность ему принесли графические работы 1930-х, где его герои (срисованные с реальных работяг и шахтеров Донбасса) больше напоминали солдат. Суровый стальной взгляд, четко прорисованные скулы — всему этому Страхов как график и скульптор уделял много внимания. Позже он даже говорил, что разработал собственный стиль тем, что перенес в графику скульптурный объем.

poster_33
А. Страхов. Начало 1930-х
А. Страхов. Начало 1930-х
А. Страхов. Начало 1930-х

Важным событием в истории плаката стала дискуссия о его художественной ценности и целях, в 1930 году организованная Объединением новых видов художественного труда «Октябрь» в Москве. Один из докладчиков — критик П. Аристова — утверждала, что в большинстве проанализированных ею работ нет былого духа, плакаты не такие острые, а лицо пролетариата и вовсе стерто — все это делает образ непонятным для широкого зрителя. Но самое важное — проанализированные ею плакаты не отразили ни экономический кризис, ни нарастание классовых битв, ни хитрых врагов, которые готовятся к войне против государства. Некачественные плакаты, по ее мнению, — «не оружие, они — тупые предметы», которые не могут нанести вред врагу.

Одним из докладчиков на собрании «Октября» был художник Густав Клуцис. Свое выступление он посвятил монтажу как востребованному и актуальному методу борьбы на «изофронте». Наиболее ярко Клуцису удалось создать ощущение динамики и «приближающейся угрозы» в серии плакатов, новшеством которой стало «тройное изображение» (необходимо было разместить рядом три одинаковых плаката). Клуцис был расстрелян в 1937 году в связи с «латвийским делом», как и другие украинские участники Расстрелянного Возрождения — поэт-неоклассик профессор Мыкола Зеров, футурист Мыхайль Семенко, создатель театра «Березиль» Лесь Курбас, драматург Мыкола Кулиш, писатели Валериан Пидмогыльный, Марко Вороный и другие. Плакатная риторика войны и героических побед вылилась в 1937 год — самую кровавую точку межвоенного времени.

Г. Клуцис. Начало 1930-х. Три копии плаката размещались на стене рядом
Г. Клуцис. Начало 1930-х

Все изображения, если не указано иное, — из книг «Русский революционный плакат» Вячеслава Полонского и «Russian revolutionary posters» Дэвида Кинга.

Новое и лучшее

37 682

8 886

10 853
11 082

Больше материалов