Дилдо и свидетели Иеговы: Riga Photomonth 2018
Центральная экспозиция Riga Photomonth закручена вокруг сомнений в реальности происходящего и возможности перебраться на ПМЖ в социальную сеть.
Проекты 12 авторов из Польши, Швеции, Дании, Эстонии, Латвии, России, Литвы и Финляндии собраны фотографами и кураторами Арнисом Балкусом и Алнисом Стакле. Все серии можно объединить словами «новое» и «удивительное»; Стакле описывает темы выставки как «новые, шокирующие, разные или пока непознанные».
Все авторы проектов — дерзкие, не всегда молодые, но провокационные. «Поскольку мы оба — фотографы, на этапе отбора проектов мы с Алнисом обращали внимание на визуальность и эмоции больше, чем на теоретическую составляющую, — признается Балкус. — Хотя из-за ограниченного бюджета в этой истории я скорее чувствую себя фокусником. Приходится вытаскивать из шляпы кроликов, даже когда и шляпы-то нет, а я сам утром играю роль куратора, днем — бухгалтера, а вечером — грузчика».
«Кролики» в Конгресс-центре Риги самые разные: от идентичности и повседневности, сексуальности и частной жизни — до культуры взгляда и тонкостей саморепрезентации.
«Готовьтесь к интеллектуальным ощущениям, которые перевернут ваши привычные представления о мире», — предупреждает куратор «Шерсти и шелка» исследовательница-феминистка Яна Кукайне. И заглавная фотография выставки — снимок композиции из фаллоимитатора, помады и статуэтки Девы Марии — намекает, что Яна не шутит.
Основная цель экспозиции, по словам Кукайне, — разбор «фаллоцентрического наследия» и поиск нового взгляда на брак, материнство и гетеросексуальность. Куда смотреть и что видеть — решать каждому из зрителей, но варианты оптики представлены в изобилии: идеологически эротический архив Латвийского музея фотографии, недовольный взгляд на порнографию (инсталляция «Тревожное тело» Иевы Балоде), сложности сексуальной жизни матерей (книга «Выбирая стороны» Элины Эйхмане) и многое другое.
«Латвийское общество достаточно патриархальное и гомофобное — и я надеюсь, что выставка станет стимулом к развитию эмпатии, понимания и уважения. Эротика должна быть бодипозитивной и обеспечивать безопасное пространство для самовыражения, самоуважения, уверенности в себе, субъективности и посредничества, — комментирует Яна Кукайне. — В новом определении эротики центральную роль играют шерсть и шелк. Их тактильные качества не только намекают на женскую сексуальность, но также раскрывают ее новые виды, новые практики и желания».
Несколько лет назад успешный латвийский дизайнер Сандийс Рулукс отложил в сторону планшет и карандаш и взялся за камеру. Игра в фотографию началась со съемок путешествий с друзьями, а теперь привела к проекту «Воздух», которым с 11 мая можно «подышать» в «лучшем андеграундном баре» Риги.
Бар «Č» (за буквой вроде бы скрывается фамилия философа Хомского) сложно найти на карте города — советуют высматривать «дымящийся легион хипстеров на потрепанной лужайке у заброшенного здания на улице Дзирнаву». Проект, конечно, не о них, а о любом, кто не ленится обращать внимание на мелочи — «маленькие моменты жизней, которые так легко не успеть оценить», романтически комментирует Рулукс.
Потягивая вино, зритель наблюдает за эквилибристикой между банальным и интимным, культом быстрорастворимого счастья и желанием вывернуть его наизнанку.
По правде Латвийская фотография 2018
Восьмой год подряд журнал FK Magazine публикует отдельный выпуск, посвященный современной латвийской фотографии. В 2018-м журнал представляет проекты Алниса Стакле, Лиги Спунде, Томса Харье, Андрейса Лавриновичса и прошлогоднего обладателя FK Prize — Юриса Земитиса. Проекты выпуска не объединены темой и интересны разнообразием. Презентация и общение с авторами состоятся 8 мая в NicePlace.
Отдельного упоминания заслуживает проект Томса Харье о свидетелях Иеговы, который появится в номере. «По правде» препарирует человеческое стремление принадлежать к группе и изучает отношение к вере и религии. Что чувствует человек, принявший строгие правила высокоморальной жизни, что он прячет в зазоре между сомнениями и приверженностью догмам, самостью и Другим, одиночеством и ощущением себя частью сообщества — вот темы, которые можно рассмотреть в стерильных метафорических снимках Харье.
Что такая девушка делает в таком месте Латвийская фотография 2018
«Что такая девушка делает в таком месте» — название, которое прекрасно подошло бы для хипстерской группы или сериала Netflix. Немного грустного юмора, немотивированной агрессии и привычек, о которых не стыдно говорить только в Сети. Мейнстрим на разделочной доске любопытной художницы.
Лига Спунде собирает нарратив из самых разных визуальных медиа: от скульптуры до фотографии. «Вдохновение для работы и придумывания персонажей я черпаю в собственном мире и его странностях, — рассказывает фотограф. — Личный опыт — мощное оружие для размышлений о влиянии эмоций на жизнь. Что мы вообще способны контролировать, а что остается на откуп случаю? Мне нравится представлять себя детективом, внимательно изучающим связи и ситуации, пытающимся разобраться, что же на самом деле произошло, а затем представляющим в визуальной форме свои ощущения. Базовый материал, с которым я работаю, — деформированная реальность и пробелы в информации».
Ни лошадь, ни тигр Латвийская фотография 2018
Еще один участник специального латвийского выпуска — фотограф и куратор Алнис Стакле признается, что в проекте «Ни лошадь, ни тигр» он пытается рассказать историю места, существующего исключительно в его фантазии.
«Все похоже на что-то другое, — размышляет он. — Отдаленные районы с высотными новостройками, дешевое пиво в пригородных бистро, родители с детьми в парке, подростки с пикниками на пляже теплыми весенними ночами, город с гравийной дорожкой и пыльным кустом… Но в то же время все — немного другое».
Результат размышлений Стакле о феноменологии места — странный набор снимков, сделанных им в течение трех лет путешествий; гербарий, на страницах которого найдется место и для засвеченной в аэропорту пленки, и для сломанного затвора камеры, и для типичных «туристических» набросков современного Китая.