Выпускной альбом: Александр Науменко и Юлия Аппен
Пейзаж — урбанистический и природный — может многое сказать о том, как изменилась наша жизнь с течением времени. Он описывает не только физические условия, но и более широкий контекст: состояние общества, культурный уровень, исторические события. К этому жанру современные фотографы обращаются все чаще и чаще — он не только не устарел, но и обрел новые подходы и формы.
Современное отношение к жанру пейзажа в фотографии сформировали Бернд и Хилла Бехер, Роберт Адамс, Льюис Бальц, Джоэль Стернфельд, Стивен Шор. Теперь фотографы рассматривают пейзаж не как первозданный природный вид, а как проявление сложных взаимодействий человека и природы. Современные авторы отказываются от запечатления всего лишь поверхностной красоты ландшафта — в пользу исследования места и углубления в его особенности, историю и общий контекст.
Под кураторством фотографа Дмитрия Богачука в Школе Bird In Flight группа изучала творчество этих классиков фотографии, новые художественные подходы и технические аспекты съемки современной пейзажной фотографии, а также методы работы над фотопроектами. Учащиеся снимали урбанистический пейзаж и обсуждали собственные серии. Bird in Flight публикует два лучших выпускных проекта — о новом взгляде на привычный маршрут и важности визуальной лаконичности.
Коммерческий фотограф, основатель интернет-магазина фотопленки Fotoplenka.ua.
О курсе
Пейзажной фотографией я занимаюсь около 10 лет, во время путешествий по миру. В основном снимаю классические пейзажи: закаты, рассветы, достопримечательности. На курс я пришел потому, что хотелось выйти за эти рамки и попробовать сделать тематически продуманную серию.
Больше всего мне запомнилась лекция «Эстетика в фотографии» — о том, как выстроить эстетику в кадре, использовать освещение в разную погоду и передавать атмосферу. После группового практического занятия по этой теме и разбора отснятого материала я самостоятельно выехал на локацию и снял серию «White silence».
О серии «Белая пустота»
Серия фотографий «White silence» рассказывает о важности чистоты, визуальном ощущении лаконичности, эстетике окружающей среды и чувстве пространства.
Комментарий куратора
Проект Александра Науменко создан на базе той модели, которую мы осмысляли в процессе курса. В его серии я выделяю лаконичность, удачное сочетание цветов и выбор цветовых акцентов. Eго манера съемки показала, что из достаточно обыденного пространства можно сделать содержательный проект.
Режиссер короткометражных документальных фильмов. Окончила математический факультет Запорожского национального университета, училась в школе документального кино фестиваля ГогольFest.
О курсе
Больше всего боялась, что мы опять начнем с азов, с посыпанных нафталином истин про композицию, перспективу и золотые сечения. К счастью, мои опасения не оправдались: курс был про современные тенденции, про то, что происходит в мире фотографии здесь и сейчас.
До курса Димы цвет и свет в фотографии играли для меня незначительную роль, были просто фоном; во главе угла стоял человек — даже если он оставался силуэтом или размытой фигурой, главным были его эмоции и взаимодействие с пространством. Любимой же фразой Димы при просмотре снимков было: «Это хорошо, но человек здесь лишний». На курсе мне пришлось ломать внутренние стереотипы, снимать без людей, выражая человеческое присутствие не явно, а иными способами. Оказалось, что найти цвет той самой эмоции гораздо сложнее, чем поймать эту эмоцию у человека. Мы смотрели на работы художников и фотографов, пытаясь осмыслить, как они действуют, какой оттенок красного используют, какими способами передают то или иное настроение.
Дима дал нам не сухие знания, а метод поиска, метод работы с пространством, с цветом и светом, с атмосферой, которую они передают. Это дает возможность копать дальше.
О серии «Сто метров»
Если верить Google Maps, от метро до моего дома приблизительно сто метров. Нужно следовать на северо-запад, упереться лицом в теннисные корты, повернуть в нагромождение киосков. Кофе, цветы, шаурма, белые бетонные стены промзданий, перекресток. Так я описываю дорогу другу, впервые идущему в гости. Этот маршрут я могу проговорить без запинки, если меня разбудить среди ночи. Но объекты, которые я знаю наизусть, давно утратили для меня свои признаки, характерные особенности. Они существуют, но стали невидимыми, отвечая скорее на вопрос «что?», а не «какой?».
Ограничить съемку сотней метров стало определенным вызовом себе. Пришлось выработать новые правила: идти медленнее, вглядываться пристальнее, иногда просто ждать на одном месте. Забыть про опыт и знания, про роль предметов и объектов, почувствовать себя «Englishman in New York», искать цвет и свет.
Комментарий куратора
Юлия Аппен в своем дипломном проекте очень незаурядно поработала с цветом: ей удалось через изображения донести до зрителя напряженное состояние городского пространства. Воздействие искусственного света и формирование нарратива через сюжеты, которые незаметны на первый взгляд, делает ее серию особенно интересной.