Мир

Цветные фотографии Вивиан Майер, которые никто не видел

В галерее коллекционера Говарда Гринберга 15 ноября открылась выставка цветных снимков Вивиан Майер — одинокой няни, которая всю жизнь фотографировала Нью-Йорк и Чикаго, но никогда не показывала свои работы. Майер прославилась после смерти: ее черно-белые снимки, сделанные на среднеформатную камеру, называли лучшими образцами уличной фотографии XX века. Теперь можно познакомиться и с цветными работами фотохудожницы, которые до этого никто не видел.

Одиннадцать лет назад агент по недвижимости Джон Малуф, решивший написать книгу о пригородах Чикаго, купил коробки с фотографиями и пленками. Он нашел их на аукционе, который проводил владелец складских помещений, — на торги выставили вещи, забытые хозяевами много лет назад. Распечатав дома коробки, обошедшиеся в $400, Малуф обнаружил в них несколько тысяч пленок, отсортированных по годам. Молодой человек выяснил, что фотоматериалы принадлежали Вивиан Майер — жительнице Чикаго, которая на момент проведения аукциона жила в доме престарелых. Джон узнал, что Майер большую часть жизни проработала няней, была нелюдима и необщительна, придерживалась социалистических и феминистических взглядов, а о своем увлечении фотографией почти никому не рассказывала. Майер умерла в 2009 году в возрасте 83 лет. Малуф не успел познакомиться с женщиной, но стал главным исследователем ее творчества.

За несколько лет Малуф собрал почти все работы Майер — хранившиеся на разных складах 150 тысяч негативов и 3 тысячи отпечатанных снимков, о которых знали подопечные няни. Часть пленок он продал коллекционеру Джеффу Голдштейну, а другие сканировал и выкладывал в открытый доступ. На работы Майер обратили внимание кураторы — Малуфу предложили организовывать выставки. Он нашел дальних родственников фотографа, уладил с ними вопрос об авторском праве, написал несколько книг и снял фильм «В поисках Вивиан Майер», вышедший в 2014 году. Почти детективная история со случайно обнаруженными шедеврами посмертно привела одинокую няню к званию одной из лучших фотохудожниц XX века.

Проблемы начались в 2014 году, когда против Малуфа подал иск американский адвокат Дэвид Дил, который нашел других родственников Вивиан и решил оспаривать право на коммерческое использование негативов. На время разбирательств Малуфу и Голдштейну запретили использовать снимки. Суд должен был определить законного наследника Майер, но разбирательство затянулось на несколько лет: Дил и далекий родственник Майер продолжали подавать иски против галерей, выставлявших фотографии, а поиски прямых родственников ни к чему не привели. Суд вынес решение только в 2016 году и разрешил использовать снимки Майер — как Малуфу, так и галеристам и коллекционерам.

До начала суда об авторском праве Малуф успел оцифровать большую часть черно-белых фотографий Вивиан, сделанных в 1950—1960-х годах. После урегулирования спора выяснилось, что к 1970-м Майер резко изменила свой стиль, перешла на цветную пленку и вместо среднеформатного Rolleiflex стала использовать 35-миллиметровую камеру. Помимо выставки в галерее Гринберга исследователи выпустят книгу «Вивиан Майер: Работа в цвете» — в ней будут собраны цветные снимки, большинство из которых ранее никто не видел. Над сборником работали бывший куратор отдела фотографии Чикагского института искусств Колин Уэстербек и легендарный фотограф Джоэл Мейеровиц.

vivian4
Чикаго, 1973 год. Фото: Наследие Вивиан Майер. Maloof Collection / Howard Greenberg Gallery
vivian6
Чикаго, 1976 год. Фото: Наследие Вивиан Майер. Maloof Collection / Howard Greenberg Gallery
vivian-cover
1977 год. Фото: Наследие Вивиан Майер. Maloof Collection / Howard Greenberg Gallery
vivian5
Чикаго, 1975 год. Фото: Наследие Вивиан Майер. Maloof Collection / Howard Greenberg Gallery
vivian3
Автопортрет, 1975 год. Фото: Наследие Вивиан Майер. Maloof Collection / Howard Greenberg Gallery

Уэстербек полагает, что стиль Майер развивался не в вакууме, изолированном от канонической фотографии, как было принято считать ранее. Среди вещей фотохудожницы исследователи нашли несколько билетов на выставки, которые проходили в Нью-Йорке в начале 1950-х. Так, Майер посещала выставку «Пять французских фотографов» с работами Анри Картье-Брессона, Брассаи, Робера Дуано, Вилли Рони и Изиса Бидерманаса и дважды ходила на «Род человеческий», одну из наиболее важных выставок в истории фотографии, на которой были представлены снимки Роберта Фрэнка и Элен Левитт. Именно с их работами часто сравнивали фотографии Майер. Кроме того, она, вероятнее всего, ходила на ретроспективу Дианы Арбус.

Автор книги также отмечает: исследователи удивились, обнаружив, что фотограф поменяла формат. Как говорит Уэстербек, выбор среднеформатной камеры понятен — Майер старалась быть невидимой, а фотоаппарат, который нужно держать на уровне груди, не привлекает к себе лишнего внимания — в отличие от 35-миллиметровой камеры у лица. Куратор обращает внимание, что к 1970-м годам фокус Майер сместился с портретов горожан на детали. И, как пишет издание Artsy, ее цветные работы выглядят еще более мрачными, чем черно-белые.

Исследователи творчества до сих пор не понимают, почему Майер никогда не показывала свои фотографии. Некоторые думают, что обрести прижизненное признание ей помешали предполагаемое психическое заболевание и крайне бедственное положение, в котором она оказалась к 1990-м. В какой-то момент, как говорили Малуфу знакомые фотохудожницы, Вивиан осталась без работы и без крыши над головой. Другие связывают это с социальным давлением — в середине XX века фотография считалась неподходящим для женщины занятием.

Все фотографии: Наследие Вивиан Майер. Maloof Collection / Howard Greenberg Gallery

Новое и лучшее

37 675

8 880

10 840
11 074

Больше материалов