Аня Наленская-Милах — о дизайне фотокниги «Кочетов»
«Укрсучфото» в номинации «Фотокнига года» досталась книге «Кочетов». Это первая работа издательства MOKSOP при Музее Харьковской школы фотографии. В книгу вошли снимки отца и сына Виктора и Сергея Кочетовых, сделанные в Харькове в 1970—2000-х годах. Дизайнером выступила Аня Наленская-Милах.
Дизайнер фотокниг из Польши. Сотрудничает со Sputnik Photos, Rafal Milach, Mateusz Sarello, Glenn Sloggett, Martin Toft и другими. Изучала печать и графический дизайн в Академии искусств в Катовице. Куратор выставки ShowOFF 2015 на Месяце фотографии в Кракове.
Как ты разработала концепцию?
Структура книги полностью проистекает из самого проекта. Мы с Сергеем Лебединским (издатель книги. — Прим. ред.) хотели, чтобы размер был как можно ближе к реальным отпечаткам.
Макет подчеркивает объединенные фотографии — уже существующие пары и новые, составленные специально для книги. Цвета обложки, бумаги и нитей прошивки мы взяли из цветовой палитры снимков. Швейцарский переплет выбрали, чтобы избежать «классического» или «серьезного» вида. Очень простые и функциональные решения.
Фото: Виктор и Сергей Кочетовы / MOKSOP
Как выстраивался визуальный ряд книги?
Нам потребовалось некоторое время, чтобы придумать решение макета. Сначала мы воссоздали пары, выстроили драматургию. Она заключалась не в сюжетной линии, а в переходе настроений или тем. А затем поменяли некоторые местами, чтобы придать немного бодрости и игривости в духе Кочетовых.
Например, мы начинаем с чего-то общего — презентации главного героя / автора, страны, самой фотографии или профессии фотографа и так далее. А заканчиваем автомобилями и девушками — отсылка к Эмилю Нольде. Это что-то, что зритель считывает самостоятельно, в процессе игры.
Удачная бумага. Кто ее выбирал?
Я уже тестировала Fedrigoni Tatami Ivory и частичный масляный лак, который дает вид архивной лабораторной фотопечати. Она хорошо подошла.
Фото: Виктор и Сергей Кочетовы / MOKSOP
Ты будешь продолжать сотрудничество с Музеем Харьковской школы фотографии?
Я уже работаю над их следующей фотокнигой — «Больничкой» Владислава Краснощека.
Есть ли разница в подходах, когда ты работаешь с классической фотографией 1970-х и, скажем, фотопроектом 2016 года?
Я сделала несколько книг с архивными материалами — например, «Августис» и «Августис 2.0»: это польская фотография 1930-х годов. Разница в том, что вы работаете не с автором напрямую, а через куратора.
В целом я стараюсь не обращаться к эстетике того или иного периода, а передавать способ мышления конкретного художника.
Заметила ли ты новые тенденции в создании фотокниг?
У меня ощущение, что все уже давно было сделано. Даже если в формальном решении фотокниг появляются новые тенденции, это все равно старые идеи, просто переосмысленные. Вернулись тенденции 1990-х: больше интерпретации, богатство визуальности, затеняющей читабельность. Скоро вернется и глянцевая бумага (улыбается).
Возможно, развивается сторителлинг. Я считаю, он более открыт для новых подходов — это видно в том, как редактируется визуальный ряд. Целые части из него могут пропускаться, как, например, при беге, когда кто-то бежит и то пригибается, то оглядывается назад. Мы видели это и раньше, потому можем заполнить пробелы.
«Укрсучфото» — премия за достижения в фотографии, учрежденная журналом Bird in Flight. Победителя номинации определило международное жюри: дизайнер фотокниг Юми Гото, соосновательница издательства Akina Books Валентина Абенаволи, директор издательства Schilt Publishing Маартен Шильт и инициатор Украинской фотографической альтернативы Миша Педан.