Фотошкола

Выпускной альбом: Проекты курса «Портрет: Человек в кадре»

С помощью портрета можно рассказывать истории про сообщества, места и целые эпохи. Именно этому был посвящен практический курс «Портрет: Человек в кадре» под кураторством Романа Пашковского в Школе Bird in Flight. Публикуем работы выпускников.

В течение полутора месяцев 2018 года группа изучала технику съемки портретов в разных направлениях, прошла занятия с Романом Пашковским, Анной Мельниковой, Валентином Бо, Виталием Мельниковым и Валерием Ведутой.

Каждый студент готовил дипломную работу — документальный фотопроект, исследующий ту или иную тему. Bird in Flight публикует шесть лучших фотопроектов, которые рассказывают о детях-сиротах в санатории «Алмаз», родстве близнецов, необычных прихожанах, апатии, анонимных знакомых и слепоте.

Уже открыт набор в группу следующего практического курса «Портрет».

Анастасия Тесленко

Радиофизик, начинающий фотограф.

О школе

Главное, что дал мне курс, — понимание, что портрет не сводится лишь к красивой, технически правильной картинке; прежде всего он должен рассказать историю. Теперь я больше задумываюсь над смыслом: какую эмоцию я хочу передать, какую сторону человека раскрыть, какую тему затронуть.

О проекте «Алмаз»

Мне важно популяризировать помощь детям-сиротам. Я снимала в санатории «Алмаз», и у меня было три дня — столько оставалось до конца смены.

Вначале я хотела показать сирот во время отдыха: показать, что они так же играют, смеются и радуются жизни, как другие дети. Но по ходу съемки мое впечатление изменилось. Наладить контакт с детьми оказалось непросто: интернатовцы делят мир на своих и чужих, и я точно не попадала в первую категорию. Была видна тревога и враждебность по отношению к незнакомому взрослому, да еще и с камерой в руках. Дети пытались привлечь к себе внимание, а получив, отвергали его.

На второй день настороженность сменилась интересом, дети понемногу стали идти на контакт — но на вопросы отвечали неохотно, не хотели фотографироваться. В какой-то момент я подумала, что затея провалилась, но вдруг дети начинали говорить — в основном один на один со мной, когда никого не было рядом: будто боялись, что кто-то услышит, что они дали слабину. Рассказывали быстро, мимоходом и как бы нечаянно, но о чем-то важном и сокровенном. К сожалению, по-настоящему мне удалось услышать и снять лишь нескольких героев.

Я хочу, чтобы, глядя на эти снимки, люди понимали, что помощь должна быть не только материальной. Детям не хватает того, чтобы их выслушали, дали совет или побыли рядом в нужный момент.

Teslenko. Portrait
7-min
8-min
3-min
8-1580-min
8-1517-min
8-1158-min
11-min
8-2098-min
9-min
8-2218-min
8-2250-min
8-2175-min
Вера Серебрян

Дизайнер одежды, создательница бренда SEREBRIAN. Арт-директор, фотограф.

О школе

Курс научил меня думать, прежде чем снимать: для чего ты это делаешь, что хочешь сказать этим фото, какую историю донести. И главное — как ты хочешь это выразить визуально.

О проекте «‎Я — это не я!»

У меня есть сестра-близнец. Мы были настолько одинаковы, что папа нас путал и называл одним именем: в один день у него было две Веры, в другой день — две Любы. Мы 20 лет были неразлучны: учились в одном университете, ели одну еду, носили одинаковую одежду, вместе участвовали в конкурсах и ходили на танцы. Когда пришло время каждой идти своим путем, мы долго страдали и постоянно хотели объединиться.

Наши взгляды менялись, мы становились все более отдаленными. Прошло 7 лет — мы живем в разных странах очень разную жизнь. Но каждый день мечтаем о встрече, созваниваемся и очень скучаем — и до сих пор равняемся друг на друга. Нам тяжело вместе, но и друг без друга тяжело.

Я не знаю, живу ли своей жизнью или чужой. Не знаю своего пути. Но знаю чувство раздвоения личности и недомогания. Так и все люди в мире: оболочка одинаковая, а внутри разные, и трудно найти свой собственный путь.

1 (1)
2
3 (1)
4-min
6
7 (1)
8 (1)
9 (1)
11 (1)
12
Михаил Коротков

IT-специалист, веб-дизайнер.

О школе

На меня больше всего произвели впечатление работа и общение с фотографами. Это был очень живой опыт: смотреть, как они снимают, получать от них задания, учиться у них. Для меня этот курс был, наверное, единственным способом оказаться в таком окружении, набраться знаний и вдохновения.

О проекте «Честный разговор с Богом»

Около трех месяцев я посещал евангельскую церковь «Скиния Бога с людьми» — ходил на службы, общался с прихожанами.

Я сам не религиозный человек. Родители в детстве познакомили с традиционным христианством, но у меня сложилось впечатление, что оно интересует только старых и неизлечимо больных людей. Одно время ради интереса изучал иудаизм (я живу в Израиле). А потом увидел кучу религиозных молодых людей из «Скинии» на Майдане — они проводили флешмобы, пели песни. Их вовлеченность в церковь меня заинтересовала. Я хотел запечатлеть набирающее популярность направление христианства и его приверженцев.

Большинство фотографий вертикальные — мне кажется, это подчеркивает современность происходящего. Пастыри читают Библию с вертикальных экранов айпадов или читалок, у церкви есть свой инстаграм.

Самая яркая, на мой взгляд, особенность этой веры — телесность: прикосновения, объятия, поднятие рук, хлопки.

Многие прихожане прошли через трудности: детские дома, наркотики, алкоголизм, проблемы с законом. Я больше чем уверен, что большинство пастырей «Скинии» — бывшие зэки.

_DSC9504
_DSC0258
_DSC1878
_DSC1749
_DSC1787
_DSC4952
_DSC5048
DSC_0353
R0006223
R0006874
R0006878
R0007045
R0006912
R0006926
Ирина Василенко

Фотограф, создательница бренда knitography project.

О школе

Я пришла на курс, чтобы понять, как современные фотографы работают с портретом, как они этим зарабатывают. И чтобы разобраться, хочу ли я снимать портреты.

Больше всего меня вдохновили сокурсники — то, как они развивались во время учебы и к чему пришли в итоге. Впечатляет, когда человек не снимал ничего, кроме фоточек в инстаграм, а на курсе берется за серьезную документальную серию с интервью.

О проекте Apathy.jpg

Я провела три недели в родном городе. Это был конец августа, каникулы, я запланировала много дел.

В итоге это время стало сплошным бездельем: я не умывалась по утрам, не красилась, ходила за продуктами в домашней одежде, избегала встреч с друзьями. Я поняла, что ничего не делаю и ничего не хочу, и решила исследовать это состояние, прочувствовать его и попробовать передать через фотографию. И я снимала себя: уставшую от безделья, застрявшую дома, бредущую от дивана к дивану.

DSC00396_web02-min
DSC00450_web03-min
DSC00576_web08-min
DSC00545_web05-min
DSC00623_web11-min
DSC01033_web13 copy-min
DSC01237_web17-min
DSC01313_web19-min
DSC00638 copy_edit web-min
Коля Свободин

Риелтор. Окончил актерский курс КНУТКиТ.

О школе

В какой-то момент я осознал, что фотография — это не только о визуальном. Это история, которая произошла с тобой: не важно, попал ты в нее случайно или создал ее сам. Она больше ни с кем и никогда не повторится.

Здесь как в актерском мастерстве: чем больше необходимых обстоятельств ты можешь удержать в своем сознании, тем круче будет результат. Я понял, как важна насмотренность, визуальный опыт. Информация оседает в бессознательном, а потом проходит время — и ты начинаешь замечать больше, снимать смелее.

О проекте «Знакомый моего знакомого»‎

(проект в процессе съемки)

Мой проект — о людях, которых чаще предпочитают иметь в знакомых, нежели в друзьях. Им можно позвонить, когда намечается вечеринка, но такие связи стараются не афишировать. Эти люди связаны с клиентами личными отношениями, но вынуждены носить маску, ведь закон и общественное мнение не на их стороне.

Для кого-то из них это источник дополнительного дохода, для других — полноценная работа. У кого-то есть семья и дети, другие сами, подобно клиентам, ускоряют бег ночи или скрываются от забот за облаком дыма.

Их можно осуждать или игнорировать, но все они являются частью нашей цивилизации. Даже если вы не пользуетесь их услугами, кто-то из ваших знакомых — наверняка.

CNV000027
CNV000037 (3)-min
DSC_7292-min
IMG_2965-min
Полина Подобедова

Фотограф.

О школе

Во время курса фотография открылась мне с другой стороны — я стала лучше понимать себя и свои мотивы снимать.

О проекте «Пока светло, мы еще храбрые. Ну, а дальше что?»

У каждого есть внутренние страхи. Каждый однажды встречается с ними лицом к лицу. Хотелось бы верить, что каждому хватит смелости, чтобы выстоять. Я знаю людей, которые, несмотря ни на что, продолжают жить свою жизнь и своим примером вдохновляют других.

EvgeniyPoznanskiy-min
Евгений Познанский — поэт, историк. «Если у меня есть вдохновение, ничто не мешает мне писать. Пишу о разном — об истории, духовности, философии. Мечтаю стать членом Союза писателей Украины, но для этого сейчас надо и на украинском писать тоже. Хоть по вещам роскошным не вздыхаю. У всех сейчас нелегкое житье. Две роскоши себе я позволяю: иметь кота и мнение свое».
IgorKushnir-min
Игорь Кушнир — сотрудник учебно-информационного компьютерного центра, организатор квестов для незрячих, гид в музее темноты «Три после полуночи». «Есть люди, которые решают юридические или социальные вопросы людей с инвалидностью. Я понимаю, что в этой сфере ничего полезного не сделаю. А в развлекательно-познавательной — сделаю. Мы организовали первый в Украине квест для незрячих, планируем и дальше проводить подобные мероприятия. Развлекаться важно и нужно всем. Когда начала развиваться спутниковая навигация для незрячих и появились смартфоны с озвучкой, я начал работать в этой сфере. На проекте See the hope мы проводили курсы по спутниковой навигации и невизуальной доступности сенсорных устройств. Сейчас я в группе разработчиков системы локальной навигации для незрячих Go to the Sound».
LeonidaPonomareva-min
Леонида Пономарева — филолог, журналистка, студентка юридического факультета. «Очень люблю читать, поэтому пошла на филологию. В то же время меня беспокоили вопросы справедливости, поэтому юридический стал логичным выбором для получения второго образования. Меня интересует гражданское, семейное и трудовое право. Даже в Киеве лишь 10% незрячих выходят на улицы. Трудоустроиться за рамками УТОСа (Украинское общество слепых. — Прим. ред.) очень тяжело. Людям сложно представить, что ты можешь так же хорошо справляться с работой, как и зрячий. Готовка — большая проблема для многих незрячих. В 2015 году мы с подругой организовывали волонтерский проект: собирались раз в неделю на кухне одного из ресторанов, чтобы готовить разные блюда. Но не все хотели применять полученные знания в жизни, многим было важнее просто провести время, чем-то себя занять. А хотелось, чтобы проект нес практическую пользу».
NataliaMedvedeva
Наталья Медведева — психолог, работает в социальной службе. «Я пошла на психологию уже после потери зрения. Незрячие ребята из университета научили пользоваться тростью. Бывший учитель научил читать по Брайлю. Тогда еще не существовало центра реабилитации, все надо было самим. В результате окончила аспирантуру, но не защитилась. Сейчас мне хотелось бы иметь частный консультативный прием. Много чего хочу попробовать: и восточные танцы, и рисование. Пока не хватает времени, многие курсы идут в рабочее время».
PetrFedorets-min
Петр Семенович Федорец — глава реабилитационного центра для незрячих, в прошлом радиофизик. «Я мечтаю, чтобы на востоке закончилась война. Молодых парней калечат непонятно ради чего. Незрячим с тех территорий сейчас очень сложно попасть в наш центр. Мечтаю, чтобы центр не пропал, — я отдал ему 20 лет жизни. Хочу и дальше помогать людям. Не для вознаграждения, а просто ради помощи».
VasiliyZakrevskiy-min
Василий Закревский — спортсмен, инструктор-реабилитолог, SPA-массажист в Параолимпийской сборной Украины по триатлону. Основатель «Организации незрячих людей, активных и независимых», бегового клуба для незрячих Guide Runner и массажного кабинета Hit-massage, где работают массажисты с нарушениями зрения. «Главная цель моей жизни — обеспечивать равные права и возможности для людей с инвалидностью по зрению, их социальная защита и реабилитация. Я помогаю таким людям адаптироваться в обществе: привлекаю их к здоровому образу жизни, спорту и общественной деятельности, предоставляю социальные услуги, развиваю творческий потенциал. Я хочу, чтобы каждый человек имел возможность найти увлечение, которое может улучшить образ жизни и открыть мир заново».
YuliaMostovaya-min
Юлия Мостовая — журналистка, писательница, сценаристка, автор комиксов. «Я часто говорю людям с инвалидностью, что мы не можем решать свои проблемы так же, как зрячие. Нам просто нужно искать свои способы, чтобы конкурировать на равных. Я не фокусируюсь на том, как мне тяжело и почему со мной это случилось. Я все время думаю, как сохранить свой стиль жизни, как сделать качество жизни выше, чем было».
Petrovskiy (1)-min
Владимир Петровский — руководитель «Всеукраинского парламента трудоспособных инвалидов», организатор прыжков с парашютом без инструктора для незрячих. «Мы создали программу безбарьерной среды — такой, как в Европе. Каждый заслуживает возможности без сопровождающего ходить по улице, ездить в транспорте, посещать музеи. Для этого в Украине должна быть создана безбарьерность для людей всех групп инвалидности. Я люблю путешествовать, заниматься дайвингом. Объездил Европу, поднялся на все украинские вершины. Впервые поднимался в горы на Кавказе еще в советское время. Мечтаю подняться на Эверест».
RomanenkoM (1)-min
Мария Романенко — поэтесса, работает на предприятии Украинского общества слепых. «Я пишу, когда есть вдохновение. Не могу писать по заказу, когда кто-то просит. Все книжки у меня очень душевные, даже откровенные. Я не несчастный человек. Я умею ценить то, что есть».

Новое и лучшее

37 606

8 843

10 797
11 031

Больше материалов