Украинские дизайнеры раскритиковали вид новой купюры в тысячу гривен

Двое шрифтовиков и художник-график по просьбе Telegraf.Design объяснили, чем хорош и чем плох дизайн новой купюры. Все они сходятся в том, что оформление перегружено шрифтами, некоторые из которых, вероятно, пиратские.

В июне Национальный банк Украины анонсировал новую купюру номиналом в тысячу гривен. На лицевой стороне купюры изображен естествоиспытатель, мыслитель, основоположник учения о биосфере и ноосфере Владимир Вернадский. На оборотной — президиум Национальной академии наук. В оборот банкнота выйдет в октябре. Над ее дизайном работали сотрудники Банкнотно-монетного двора НБУ — коллектив из десяти художников-дизайнеров. Telegraf.Design попросил шрифтовых дизайнеров Андрея Шевченко и Богдана Гдаля, а также художника Олега Петренко-Заневского оценить вид новой купюры.

Шевченко отметил, что купюра перегружена шрифтами: начинающим дизайнерам советуют не использовать более трех шрифтов в одном макете, а здесь он насчитал одиннадцать. К тому же представленные шрифты слишком разнородны. Нарушать правила их сочетания можно, говорит дизайнер, но очень сознательно. На банкноте же собраны шрифты из разных эпох и разной эстетики. «Соединять случайным образом в одном дизайне гуманистический курсив, имитацию каллиграфии острым пером и геометрический гротеск — слишком самонадеянное решение», — полагает он.

Контур некоторых букв напоминает любительскую кириллизацию. Например, шрифт Bickham Script, использованный в надписи «Одна тысяча гривен», имеет официальную украинскую кириллизацию. Скорее всего, считает Шевченко, в дизайне банкноты использована и российская пиратская кириллизация.

К написанию имени «Владимир Вернадский» у дизайнера тоже возникли вопросы: имя и фамилия почему-то набраны разным шрифтом, первая буква фамилии слишком большая, а расстояние между буквами отличается. На обороте купюры цифры номинала тоже почему-то написаны другим шрифтом.

Знак гривны, который имеет довольно сложную форму, подан на банкноте невыразительно, считает шрифтовик. Кроме того, знак украшен декоративной обводкой, что ухудшает читабельность.

«Несмотря на богатые украинские шрифтовые традиции […], в актуальном дизайне мы видим абсолютное пренебрежение собственно украинскими формами букв. Вместо смелых и особенных решений массовая бумажная продукция демонстрирует нам хаотичную подборку букв из вторых, третьих, а иногда и пиратских рук», — подытожил Шевченко.

Лицевая сторона купюры 100 гривен Украинской Народной Республики. Автор: Георгий Нарбут

Богдан Гдаль попытался сделать все надписи на банкноте одним шрифтом, чтобы увидеть, насколько это повлияет на восприятие купюры. Он признается, что это не спасло ситуацию: новые шрифты должны быть частью глобальных изменений, а не добавляться по отдельности. «Это не попытка кого-то раскритиковать просто ради критики. Это попытка призвать руководство Нацбанка изменить подход к работе с дизайном банкнот, не прятать за семью замками людей, которые эти купюры создают, стать открытыми и дать возможность профессиональным шрифтовикам принять участие в разработке дизайна украинской гривны», — говорит Гдаль.

Художник-график Олег Петренко-Заневский отмечает, что портрет выгравирован искусно, но цветовое решение банкноты и ее композиция — дилетантские. На изображении присутствует пластическое напряжение: последний ноль в числе «1000» подпирает бороду Вернадскому — а этого быть не должно. «Не думаю, что нашему НБУ настолько трудно, что он не может позволить себе роскошь заказать оригинальный шрифт художнику (или группе художников). Но это, пожалуй, вопрос вкуса и приоритетов», — считает он.


Фото: Национальный банк Украины / Facebook

Новое и Лучшее

37 695

8 894

10 860
11 087
Больше материалов