Почему это шедевр

Доротея Лэнг: Ударница фотографии

Доротея Лэнг стала одним из символов новой эпохи американской фотографии, поворота камеры к человеку с его бедами и тоской. Ее прославил снимок «Мать-мигрантка», лаконично отразивший лишения времен Великой депрессии. О том, почему Доротея Лэнг — это больше чем одна фотография, рассказывает Ладо Почхуа.

Уставшая и хромая

«Доротея Лэнг жила инстинктивно, но всегда оказывалась в нужном месте в нужное время. Она была первопроходцем», — говорил о ней публицист Кристофер Кокс. Лэнг путешествовала и снимала всю жизнь и оставила после себя огромный архив. Она не была обременена желанием стать модным фотографом, ни разу не присоединилась к движениям, группам, стилям. Технический аспект фотографии ее нисколько не заботил. Она снимала в труднейших условиях и смогла показать американцам их настоящее лицо: муки, страдания, радости простых людей.

Жизнь Лэнг — это сплошное преодоление препятствий. Доротея родилась в маленьком городе Хобокен, штат Нью-Джерси, в 1895-м. Отец оставил семью, когда девочке исполнилось семь, — это был скандальный для тех лет поступок, который омрачил ранние годы Лэнг. Позже она заразилась полиомиелитом и навсегда осталась хромой.

«Я была уставшей всю свою жизнь, каждый день своей жизни. Я помню, когда мне было всего десять лет, я мечтала о вечном сне — настолько я была уставшей».

Хромая девочка из разведенной семьи нашла утешение в ежедневных путешествиях с матерью в Нью-Йорк: Хобокен отделяет от него только Гудзон. Эти поездки из крошечного мира в огромный на пароме стали ее первыми детскими впечатлениями. Доротея будет учиться в нью-йоркской школе и найдет уединение в нью-йоркских библиотеках. Она запомнит подсмотренные детали из жизни Нью-Йорка начала XX века: первые толпы иммигрантов, городской пейзаж, свет, архитектуру.

Окончив школу, Лэнг решает стать фотографом. «Как способ сохранить себя на этой планете», — скажет она потом о своем решении.

Доротея Лэнг

В очереди за едой

Фотография Дороти Лэнг начинается там, где кончается пикториализм XIX века, то есть имитация живописи с помощью фотокамеры. Мягкий фокус, полные пафоса позы, красивые пасторальные пейзажи — вмиг все, что любили в художественных кругах Нью-Йорка, стало немодным, устарело, превратилось в прошлое.

Современники Лэнг меняют изобразительный язык, отдавая предпочтение простой композиции, без манипуляций и «красивостей». Лэнг начинает свою карьеру в Нью-Йорке, но в 1918-м она вместе с подругой отправляется в путешествие вокруг света, которое заканчивает в Сан-Франциско, где девушек ограбили, лишив всех денег. Лэнг останется в Сан-Франциско до самого конца своей жизни.

В 1920 году Лэнг выходит замуж за художника Мейнарда Диксона. Брак, новый город, дети — казалось, Доротея должна остановиться, покориться, успокоиться. Но нет, именно в начале 20-х она стала снимать серьезно — и сделала работы, которые являются классикой фотографии.

Начинается Великая депрессия, которая оставляет Лэнг и Диксона без денег. Детей устраивают в учебный пансион; супруги, лишившись жилья, переезжают в мастерскую. В 1933-м, самом тяжелом году депрессии, Лэнг снимет бесконечные очереди за хлебом и супом. Серия будет называться White Angel Breadline.

Пол Стренд, Имоджен Каннингем, Доротея Лэнг — фотографы новой формации, первые, кто обратил внимание на простого человека, на нужду, на бедность. Кроме Льюиса Хайна и Джейкоба Риса, прогрессивных журналистов, снимавших в 1890-х трущобы Нью-Йорка, американское искусство еще не имело прецедентов тому, что делала в 1930-х Дороти Лэнг.

Аноним

В 1934-м фотограф Уиллард Ван Дайк помогает организовать первую выставку Лэнг. На открытии она знакомится с будущим вторым мужем — профессором экономики Полом Тейлором, который предложит Дороти фотографировать семьи мигрантов в поисках работы. Так Лэнг снимет свою самую знаменитую «Мать-мигрантку». Это изображение станет символом Великой депрессии, заставит многих увидеть беды и лишения, а также надежду и будущее Америки.

«Мать-мигрантка» стала символом Великой депрессии, заставила многих увидеть беды и лишения, а также надежду и будущее Америки.

В каталоге к выставке Лэнг в Музее современного искусства в Нью-Йорке Джордж П. Эллиотт отметит: «Этот снимок имеет свою собственную жизнь. Огромное количество людей знакомо с этой фотографией, но не все знают, кто ее снял. В этой работе есть желание фотографа стать анонимом». Лэнг не стремилась к славе — она хотела, чтобы ее работы были документацией времени и катализатором изменений к лучшему.

Но признание пришло к Дороти Лэнг — в 1955 году, вместе со знаменитой выставкой «Семья человеческая» в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Это был портрет планеты и ее жителей, созданный лучшими мастерами эпохи. Работы Лэнг занимали в экспозиции одно из главных мест.

Всего через десять лет Лэнг заболела раком. «Фотографировать все вокруг. Каждый час. Как бы я хотела один, всего лишь один год для самой себя», — напишет она в дневнике. «Я верю в жизнь с камерой, которую не используешь».

Она всегда мечтала, чтобы о ней судили по всей проделанной работе, а не по отдельным снимкам. И монументальный труд Лэнг не имеет аналогов — это величайшее достижение фотографии.

Последними словами Дороти Лэнг были: «Это самое правильное время. Разве это не чудо, что все происходит в правильное время?»

Монументальный труд Лэнг не имеет аналогов — это величайшее достижение фотографии.

dorothea_lang_South_of_Eloy,_Pinal_County,_Arizona._Ten-year-old_migratory_Mexican_cotton_picker._He_was_born_in_T_._._._-_NARA_-_522015
dorothea_lang_Near_Coolidge,_Arizona._Migratory_cotton_picker_with_his_cotton_sack_slung_over_his_shoulder_rests_a_._._._-_NARA_-_522042
dorothea_lang_Manzanar_Relocation_Center,_Manzanar,_California._Evacuees_of_Japanese_ancestry_are_enjoying_a_base_._._._-_NARA_-_538067
dorothea_lang_San_Leandro,_California._Family_labor_transplanting_young_tomato_plants_under_canvas_about_ten_days_._._._-_NARA_-_536436
dorothea_lang_Olivehurst,_Yuba_County,_California._Resident_of_Olivehurst_tract._-_NARA_-_521614
dorothea_lang_San_Lorenzo,_California._Washday_48_hours_before_evacuation_of_persons_of_Japanese_ancestry_from_th_._._._-_NARA_-_537542
dorothea_lang_Poor_mother_and_children,_Oklahoma,_1936_by_Dorothea_Lange
dorothea_lang_Lighthearted_kids_in_Merrill_FSA_camp,_Klamath_County,_Oregon_ppmsc00082u
dorothea_lang_Florin,_California._Picking_strawberries_in_an_irrigated_field_a_few_days_prior_to_evacuation_from_._._._-_NARA_-_537858
dorothea_lang_Eloy,_Pinal_County,_Arizona._Young_cotton_picker_wears_the_typical_Texas_sunbonnet_in_the_Arizona_co_._._._-_NARA_-_522235
dorothea_lang_Eloy_District,_Pinal_County,_Arizona._Father_and_boy,_ready_to_weigh_their_last_sacks_of_cotton_at_t_._._._-_NARA_-_522550
dorothea_lang_Byron,_California._The_moment_has_come_for_these_farm_families_of_Japanese_ancestry_to_board_the_bu_._._._-_NARA_-_537466
dorothea_lang_Centerville,_California._Hands_of_woman_farm-_worker_preparing_soil_for_transplanting_tomato_plants_._._._-_NARA_-_537591.tif
dorothea_lang_Centerville,_California._Japanese_field_laborers_packing_cauliflower_in_field_on_large-scale_ranch_._._._-_NARA_-_537664.tif
dorothea_lang_Centerville,_California._This_evacuee_stands_by_her_baggage_as_she_waits_for_evacuation_bus._Evacu_._._._-_NARA_-_537588
dorothea_lang_164639-050-FBA6BBDD
dorothea_lang_71241-050-BD46C5B9
dorothea_lang_Arvin,_Kern_County,_California._..._Head_of_rural_family_asking_questions_regarding_the_size_of_his_._._._-_NARA_-_521655
dorothea_lang_Hayward,_California._Members_of_clergy_and_Salvation_Army_bid_farewell_to_evacuee_minister,_Reveren_._._._-_NARA_-_537497
dorothea_lang_71210-050-25D14CCB

Новое и лучшее

37 563

8 818

10 771
11 006

Больше материалов