«Авторство ― один из наименее интересных аспектов фотографии»: Член жюри Bird in Flight Prize ‘21 Дэвид Кэмпани
Название книги Кэмпани, вышедшей в 2020 году, отсылает к работе Сьюзен Зонтаг «О фотографии». Когда Дэвид был студентом, он встретил Зонтаг и поставил под сомнение ее оценку фотографии. Она же любезно предложила Кэмпани когда-нибудь написать свою собственную книгу на эту тему под названием «О фотографиях». Что он и сделал. Специально для Bird in Flight Дмитрий Костюков поговорил с ним об этой книге и его исследованиях в принципе, а также о том, какие истории скрываются за снимками.
Куратор, писатель и управляющий директор программ Международного центра фотографии в США. Он работал с такими институциями, как MoMA в Нью-Йорке, Tate Modern, лондонская Галерея Уайтчепел, Центр Помпиду, ParisPhoto, а также курировал множество проектов по всему миру. Опубликовал несколько книг по фотографии, кино и искусству, а также более двух сотен эссе.
Как писатель, куратор и редактор фотокниг какие методы вы используете в своих проектах?
Редактирование ― это главное, что объединяет всю мою деятельность, будь то книга эссе, фотокнига или выставка. Именно посредством редактирования устанавливаются или предлагаются отношения между элементами. Конечно, характер материала и особенности контекста определяют, каким будет редактирование каждого проекта. Часто все начинается с разрозненного набора фрагментов ― мыслей, изображений, слов, абзацев, ― которые, кажется, не имеют большого значения, либо их значение скрыто и неясно. Вот где начинается редактирование. Нередко приходится много экспериментировать, пробовать разные вещи, чтобы увидеть, работают ли они вместе, резонируют ли. Иногда формирование проекта происходит очень быстро; другие проекты могут занять год или больше. Я пришел к тому, что у каждого проекта свой ритм, поэтому ускорить процесс невозможно.
Однако я не уверен, что можно назвать редактирование «методом». В большинстве случаев это процесс более интуитивный, чем методичный, ― по крайней мере, сначала. Он становится более осознанным по мере совершенствования.
Похоже, вы один из немногих профессионалов, пытающихся вывести фотографию за традиционные рамки. Как вы думаете, почему это важно?
Что всегда очаровывало меня в фотографии, так это разнообразие аудитории и контекстов. Современная фотография действительно разделена на ниши, и это может быть проблемой. В своих проектах я стараюсь держать дверь открытой для новой аудитории, ища точки пересечения. Это всегда вызов, потому что в культуре XXI века наблюдается тенденция к «пузырям» того или иного рода. Но фотография нередко заставляет эти пузыри лопаться. Она умеет быть проводником через культурные границы. Меня привлекают проекты, в которых я заранее не знаю, какой будет аудитория и реакция. Именно в этих областях культура наиболее интересна и наименее предсказуема.
В культуре XXI века наблюдается тенденция к «пузырям». Но фотография нередко заставляет эти пузыри лопаться.
Вы решили построить свою недавнюю книгу «О фотографиях» не столько вокруг авторов, как это происходит в большинстве книг по фотографии, сколько вокруг конкретных изображений, некоторые из которых даже сделаны неизвестными авторами. Чем это объясняется?
Это намеренно. В проект вошли изображения как известных фотографов, так и малоизвестных и тех, чьи имена вовсе утеряны. Это было сделано частично для того, чтобы отойти от традиционной идеи «великих фотографов», имена которых мы все должны знать. Я предполагаю, что авторство ― один из наименее интересных аспектов фотографии. Большинство людей не заботит, кто создал изображение, и на самом деле зритель реагирует гораздо свободнее, если он не перегружен багажом, который часто связан с именем. Если не следить за именами или деньгами, можно получить гораздо более динамичный и, возможно, освободительный взгляд на фотографию.
Большинство людей не заботит, кто создал изображение.
Фото книги «О фотографиях» опубликованы с разрешения Дэвида Кэмпани