Запредельно близко: Интимный дневник фотографа и ее музы
«Подойди ближе» — это проект и книга о любви к женщине, которую зовут Паола. Она в этой истории — муза, а Динайа, пытающаяся уловить и запечатлеть каждый момент их связи, — наблюдатель. В серию вошли цветные и черно-белые пленочные снимки, полароиды, заметки и
изображение с миниатюрами фотографий
Фотограф. Живет и работает в Брюсселе. Выставлялась в Бельгии и Франции. Публиковалась в Vicе, i-D, Fisheye Magazine.
— Когда я познакомилась с Паолой около четырех лет назад, была весна, и я сразу почувствовала влечение. На первой же встрече я сфотографировала ее. В тот момент я все еще работала над своей предыдущей книгой «Личная коллекция», для которой снимала всех своих друзей и возлюбленных, поэтому камера всегда была со мной.
Паоле нравилось, что я постоянно ее фотографирую, потому что раньше у нее было мало снимков. Когда я показывала ей результат, она изучала картинку, и это заставляло ее улыбаться. Иногда я спрашивала, не возражает ли она, что я всегда рядом со своей камерой. Она говорила: «Мне просто нравится, что ты любишь меня фотографировать». Снимки — это что-то, что было только между нами.
Я не собиралась превращать серию о Паоле в книгу, все случилось естественным образом. Сначала это было похоже на продолжение предыдущей книги: в конце «Личной коллекции» есть три контактных листа с изображениями Паолы.
Я делала много портретов, но в проекте можно увидеть и кадры из повседневной жизни. Мне кажется, фотограф должен уметь почувствовать подходящий для съемки момент. Если герой не ощущает связи или ему неудобно, невозможно создать хорошее изображение. Таким образом, сама фотография никогда особо не влияла на наши отношения, я всегда уважала решение Паолы не сниматься. Я просто видела это по тому, как она смотрела на меня.
Фотографировала я в основном на мыльницу. Она была такой маленькой, что ее можно было легко спрятать в момент, подходящий для близости, но не для съемки. Когда я делала портреты на другую камеру, мы превращали это в небольшую фотосессию, однако в таких ситуациях я всегда убеждалась, что Паола не против.
Если герой не ощущает связи или ему неудобно, невозможно создать хорошее изображение.
Теперь, когда серия трансформировалась в книгу, все немного изменилось. Тот факт, что более широкая публика также увидит, кто мы, означает для Паолы потерю близости между нами. С другой стороны, ей все же было очень интересно наблюдать за тем, как результат превратился в книгу. Так что, думаю, для Паолы это стало отношениями любви и ненависти.
Конечно, отношения меняются со временем даже без камеры. Близость перерастает из влюбленности в любовь. И мы с Паолой можем видеть эти перемены на всех изображениях.
Свою предыдущую книгу я публиковала самостоятельно, но на этот раз хотела получить опыт работы с издателем. Я связалась с dienacht Publishing and Magazine, издательством в Лейпциге, которым руководят Калин и Яна Крузе. Пришла к ним с коробкой, в которой были лучшие снимки (я сделала более 1,2 тысячи фотографий), и мы решили создавать книгу вместе. Они мне помогли с доработкой изображений, дизайна и концепцией, подсказали, как сделать обложку, как разместить заметки внутри и как рассказать историю.
Прежде чем сотрудничать с издателем, мы с Паолой вместе просматривали все снимки. И всякий раз, когда проходит выставка «Подойди ближе», мы делаем отбор вместе. Это наша работа, а не только моя. Помимо издательской у нас было много эмоциональной работы, разговоров. Но я думаю, это неизбежно, когда вы фотографируете людей и личную жизнь.
До сих пор мой опыт в основном сводился к съемке тех, кого я знаю. Вот почему мой следующий проект может быть связан с исследованием разницы между фотографиями моделей и близких людей. Как вы строите отношения со своим объектом и камерой? Может ли ваша камера стать инструментом для укрепления этой связи и насколько тонка грань между расстоянием и близостью, когда речь идет о вашем объекте? Я думаю, что термин «профессиональные отношения» уже противоречит самому себе, если вы раскрываете то, кем являетесь, кому-то другому.
Обмен опытом и формирует сердцевину проекта: всякий раз, когда вы планируете фотографировать одного человека в течение длительного времени, будьте готовы сблизиться и задействовать эмоции.