Дэвид Хёрн: «Нет ничего, что постоянно выглядит как готовый кадр»
С мистером Хёрном мы поднимаемся по лестнице Большого дворца в Париже, принимавшего в этом году Paris Photo. Мне кажется, что со стороны я похожа на внучку, которая проводит дедушке экскурсию по фестивалю. Дэвид Хёрн прихрамывает — шесть лет назад его сбила машина, серьёзная травма правой ноги.
Фотограф-самоучка, британец Дэвид Хёрн начал снимать в 1955 году, когда устроился ассистентом в агентство Reflex. Уже через год он отправился на революцию в Венгрию, но военным фотографом так и не стал. Его подход более личный, Хёрн наблюдает за жизнью и людьми. Он снимает прохожих на улицах и знаменитостей в студиях, а ещё посвятил одну из книг родному Уэльсу.
В 1967 году Дэвид Хёрн стал полноценным членом агентства Magnum, в 1973-м основал Школу документальной фотографии, а в 1997-м, спустя семь лет после окончания преподавательской деятельности, вместе с коллегой Биллом Джеем выпустил книгу «Быть фотографом: Практическое руководство», которую сами авторы назвали «изданием о том, как думать и действовать как фотограф».
Родился в Редхилле (Уэльс, Великобритания). Документальный фотограф, член фотоагентства Magnum. Обладатель премии Уэльского художественного совета (1971), стипендии Kodak Social Photographic Bursary (1975), премии Имперского военного музея изобразительных искусств (1987–1988), стипендии Совета по делам искусств Уэльса. Его работы выставлены в Национальной библиотеке Уэльса (Великобритания), Международном центре фотографии (Нью-Йорк, США), Совете искусств Великобритании (Лондон), Национальной библиотеке Франции (Париж), Музее современного искусства Сан-Франциско (Калифорния, США).
Я немного нервничала перед нашим разговором. А вы когда-нибудь волновались перед съёмкой?
Думаю, нет. Я могу это преодолеть. Помню, как однажды снимал философа, человека невероятного ума. Я разволновался, не знал, как начать — обычно я снимаю во время разговора и расслабляюсь. Этот философ знал, что он умнее всех. И он был прекрасен в нашем диалоге.
Во время съёмки вы стремитесь всё контролировать или следуете чувствам?
Я никогда ничего не создаю специально. Я считаю мир интересным местом, и моя работа — попытаться увидеть то, что могло бы стать моими воспоминаниями. Для меня удачный кадр — тот, что напоминает о событиях, чувствах, атмосфере. Его можно сделать по наитию. Но я никогда никого не просил [позировать]. Очевидно, если вы делаете чей-то портрет, вы с этим человеком говорите. На улице я никогда не спрашивал разрешения. Я просто прогуливаюсь и смотрю.
И это довольно сложный подход, потому что люди любят экзотику, преувеличение, а я нет. Мне нравится экзотика простоты, необычные моменты повседневности.
В основе этого лежит понимание социологии и того, как люди реагируют друг на друга. Но в итоге вы всё равно отталкиваетесь от чувств. Если я сниму то, что нас окружает сейчас, получится довольно скучная картинка. Нет ничего, что постоянно выглядит как готовый кадр. Если вы достаточно везучий, если у вас есть терпение, если вы умеете управляться со своим оборудованием, иногда у вас получится выловить момент. Не часто. Иногда.
Фотографу важно оставаться анонимным?
Для меня — обязательно. Я всегда говорю своим студентам: «Вам не надо быть лучшими фотографами. Вам надо быть человеком, которого никто не запомнит». Им сложно, потому что они думают, что должны стать яркими личностями, а я говорю обратное: «Нет, у стеснительных и скромно одетых людей шансов больше». Потому что никто их не заметит и они могут бродить и снимать. Напыщенные никогда не смогут так, потому что все будут обращать на них внимание.
Вы бывали в ситуации, когда все вокруг знают, что вы фотограф, и начинают притворяться? И вы не можете снимать, потому что видите ложь.
Это не совсем ложь.
Вы фотографируете что-то, что становится ложью. А картинка сама по себе не лживая.
Самое сложное для меня — быть среди молодых фотографов. Они узнают тебя, но быть грубым не хочется — хочется снимать. Такое случается нечасто, это не то, что быть кинозвездой.
Кстати, вы же снимались в кино.
Когда ты участвуешь в съёмках, то являешься частью команды, где все равны и важны. А я так не люблю, я хочу быть собой. Мне приятно быть рядом с кем-то, кто мне действительно нравится, в этом есть что-то милое и безопасное. Я не хочу, чтобы кто-то вмешивался в съёмку. Съёмка — это я. Я должен всё контролировать. Поэтому я не снимаю фильмы — для этого нужно работать в команде. Это меня истощает.
Барон Волман сказал мне, что раньше к фотографам относились так же, как к рок-звёздам, уважали и почитали. Как считаете, это правда?
Вряд ли фотографы, к которым относятся как к рок-звёздам, хорошие фотографы. Они обычно хороши в самопиаре и снимают знаменитостей. Следовательно, они более известны не как фотографы, а как фотографы тех, кого они сняли, за небольшим исключением.
А что по поводу уважения к профессии? В прошлом люди считали её благородной, а сейчас нет — возможно, из-за количества фотографов.
Не думаю, что сейчас слишком много фотографов. Сейчас слишком много плохих фотографов. Они не конкуренты хорошим. Предполагаю, что для хороших осталось так же много пространства, как и всегда. Сейчас столько людей околачиваются с камерами, но они меня не пугают. Потому что я знаю, что сниму лучше их. В этом плане никаких проблем не добавилось. Для молодых фотографов это обычное дело — не слишком углубляться в предмет или слишком интересоваться собой. Лучшие фотографы так не поступают. У них есть авторский стиль — другими словами, когда они снимают, фотографии выглядят как они сами.
Сейчас появилось много людей, которые снимают как кто-то. И если их снимки выглядят одинаково, то очевидно, что это глупо.
Только те люди хороши, которые остаются собой. То же самое и со снимками. Если вам вдруг придётся конкурировать с серьёзными ребятами, вы не сможете.
Вы много времени проводите со студентами?
Да, но с теми, кто приезжает ко мне домой. Оказывается, для них это непростая задача. Например, ко мне обращаются из университета и говорят: «Приезжайте и поговорите с нами». А я отказываю. Но прошу найти шестерых студентов, которые действительно хотят пообщаться, предлагаю им сесть в автобус и приехать в мой коттедж в Уэльсе, где я проведу с ними весь день. Там я показываю им, как работаю, как печатаю снимки. Так я получаю шестерых слушателей, которым и правда интересно. В университете вас слушают пятьдесят, но просто чтобы убить время. Ведь большинство людей на таких курсах не очень-то горят желанием быть фотографами.
Они просто не знают, чего хотят.
Верно. А я эгоистичен, это меня не волнует. Но если кто-то пишет мне: «Я бы хотел к вам приехать», я всегда отвечу: «Да». Потому что я живу в месте, куда довольно трудно попасть. И если этот человек приедет, значит, он готов работать. И это первое дело: готовность усердно работать. Человек должен попробовать. Но я слишком стар для людей, которые просто хотят посидеть и послушать.
Как вы сохраняете свежий взгляд на вещи? Вы ведь снимаете уже шестьдесят лет.
У меня всегда было навязчивое любопытство, и я никогда не переживал, является ли фотография искусством. Я просыпаюсь утром и понимаю, что вокруг меня — новый мир, не такой, как был вчера. Любопытство заставляет меня выйти наружу и взглянуть на него. И попытаться каким-то образом его запечатлеть. Я с двадцати лет снимаю то, что будет моими воспоминаниями. Я всегда ношу камеру с собой.
Кстати, мне двадцать.
Получается, я фотографирую в три раза дольше, чем ты прожила. В твоём возрасте я был на Венгерской революции. Мне просто нравился каждый момент происходящего вокруг. С тех пор я понял, что самое важное в наших профессиях — быть как можно более честным.
Что вы узнали о людях, пока фотографировали их столько лет?
Я много путешествую и повидал множество людей. Всё равно, откуда они — большинство из них очень милые. Это правительства неприятные, а сами люди прекрасны. Большую часть своего времени я провожу с хорошими людьми: они зовут меня в гости, готовят вкусную еду, растят детей — у них такие же проблемы, как и у нас. Я работаю по этому принципу: большая часть мира действительно приятна. И мне нравится быть здесь, мне нравится моя жизнь. Я очень застенчивый человек, поэтому сочувствую застенчивости. Прелесть фотографии и журналистики в том, что скромность создаёт предлоги для работы. Если во время съёмки кто-то спрашивает меня, чем я занимаюсь, я могу спокойно объяснить это, и люди сразу проявляют интерес. С возрастом и опытом это становится намного проще.