Дом, которого у вас никогда не будет: Проект Миюки Окуямы на фестивале Cortona On The Move
Меня поразили работы Миюки Окуямы. Проект «Дорогие японцы» в рамках выставки New Visions посвящен детям японских солдат и индонезийских женщин: эти дети родились во время так называемой Тихоокеанской войны, а теперь живут в Нидерландах. Вот что пишет сама Миюки: «В 1942 году Япония напала на Голландскую Ост-Индию, и за время военных действий там были размещены более 360 тысяч японцев. После капитуляции Японии Индонезия провозгласила независимость. Однако Нидерланды не признали независимость своей бывшей колонии и отправили туда войска. Впоследствии индонезийско-японское население было вынуждено бежать в Нидерланды. Многие из этих людей по-прежнему ищут своих биологических отцов и страдают от психологических травм, связанных с трудным детством. Оно считается табу и позором для семьи».
Работы Окуямы — во многом эмигрантские, они рассказывают о сложностях самоидентификации поколений, стран и культур. Она не живет в Японии уже 20 лет — сейчас ее дом в Нидерландах. Миюки ощущала, что эту историю лучше всех сможет рассказать японский эмигрант, который понимает особенности японской души, но решила взяться за проект сама. «Я думала, что кто-то другой сможет рассказать историю лучше, и была готова от нее отказаться. Но никто так и не появился, так что я продолжила работу над проектом. До этого я никогда не снимала документальное или портретное фото. Без опыта начинать проект было страшновато», — говорит Окуяма. Однако в проекте считываются идентичность Миюки и ее уважение к героям фотосерии, а также ее опыт в искусстве. Окуяма прибегла к нетрадиционной презентации своих работ: они сплетены друг с другом, иногда даже наложены одна на другую.
Хотя проект Окуямы занимал лишь одно помещение на выставке с участием еще четырех фотографов, он выделялся уникальным видением. Я была поражена необычным сплетением изображений, текста и языка, которые рассказывали историю одновременно прямо и экспериментально.
Выставка начинается с определения слова «диаспора» на английском и нидерландском языках — а еще киношной архивной фотографией японки. Дальше объясняются слова «motherland» на английском и «vaderland» на нидерландском (оба слова означают «родина», но в английском оно происходит от слова «мать», а в нидерландском — от слова «отец»). Живые портреты героев серии соседствуют с темными пейзажами Нидерландов; вместо того чтобы передать домашнее тепло, они отражают одиночество, которое чужак ощущает на неродной земле. По мере того как зритель продвигается по выставке, пейзажи переходят от земли к небу: сначала показаны поля, животные и фермы, затем перспективы городков и заводов, а затем — изображения птиц в небе. Это дает надежду в этой, казалось бы, безнадежной истории.
На второй стене выставки — большая фотография нидерландского дома, по краям которого расставлены портреты. Соприкосновение идеального нидерландского дома с портретами людей, которые все еще находятся в поиске родины и принятия другими, отражает суть истории, как бы говоря: «А вот дом, которого у вас никогда не будет».
Выставка Окуямы мягко, но эффективно воспользовалась выделенным ей небольшим пространством. Работы Миюки стали одними из самых сильных и необычных на фестивале. А книга «Дорогие японцы» — дополненная история в красивом и удобном формате.