Провидения — место, где остановилось время
Дорог на Чукотке нет. Из административного центра Анадыря до поселка Лаврентия можно добраться только на самолете «ЧукотАВИА» или на корабле «Капитан Сотников». Лететь — полтора часа, идти морем — двое суток, а может, и неделю-две, зависит от погоды. Поскольку авиабилеты можно купить только за два месяца до вылета, приходится погружаться на корабль…
«Капитан Сотников» — это 60 сидячих мест в общем салоне и еще 10 в каютах, для пассажиров с детьми. Некоторые едут с собаками. Всю дорогу животные проводят привязанными на открытой корме. 450 километров до Провидения корабль преодолевает за 30 часов.
Построенный в далеком советском прошлом, поселок Провидения находится на берегу бухты Комсомольской, она же бухта Эмма. Двойное название объясняется просто: первоначально Эммой бухту назвал британский мореплаватель Томас Мур в 1848 году в честь своей жены. В советский период бухту переименовали в Комсомольскую, но в быту и на картах сохранилось двойное название.
Место невероятно живописно по северным меркам, особенно в вечерние часы, когда подсвечивается закатным солнцем. Лишенная какой-либо растительности, бухта предстает во всей своей первозданной красе. Ощущение реального края земли здесь наступает с первых минут.
В 1970-х в поселке проживало чуть больше 6 тысяч человек. Работали банк, морской порт, кафе, ресторан, музей, магазины. С тех пор население Провидения сократилось в три раза. Инфраструктура не развивалась, появились лишь импровизированная горнолыжная база на склоне холма, православный храм с приезжающим священником-миссионером и груда металлолома вдоль побережья.
Поселок связан с местным аэропортом, расположенным на противоположном берегу в Уреликах. Там же находился одноименный военный городок, от которого сегодня остались только пустые коробки жилых домов и казарм, а также хозяйственные постройки.
В советские времена, рассказывают жители Провидения, в бухту заходили подводные лодки — глубина вод позволяла. Теперь заходят только киты. Местные наблюдают за ними через окна своих жилищ.
В советские времена в бухту заходили подводные лодки. Теперь заходят только киты.
Оставшиеся старожилы стали заложниками нового времени. 45-летний Эдуард, владелец единственного на весь поселок ночного магазина, мечтает о домике в Испании. Говорит, все, что было хорошего на севере, давно кончилось. Его бизнес — уже четвертая попытка заработать на переезд. В то же время в Провидения пришлось познакомиться и с «новой кровью» — призванными на север бюджетниками, которые получают здесь высокие по материковым меркам зарплаты (для примера: $1 500 и выше у фармацевта). За меньшими деньгами на Крайний Север теперь не ездят.
Удивительно, но именно поселок Провидения еще с советских времен является местом паломничества иностранных туристов — раньше из Нома на Аляске в Урелики летал пассажирский самолет. Сегодня к местному причалу подходит круизный лайнер — туристы едут посмотреть на застывшее время и полуживой поселок: часть оставленных домов, с заколоченными металлическими листами глазницами-окнами, представляет собой странное, а порой просто зловещее зрелище.
Кроме Провидения у иностранцев есть возможность попасть в соседние поселки морзверобоев — Новое Чаплино и древнеэскимосский Сиреники.
Я же двинулся дальше: на «Капитане Сотникове» — в поселок Лаврентия, а оттуда, на вертолете, — к морзверобоям, в Нешкан.