В 2009-м Ёситомо Нара напился и разрисовал стены бара. Сейчас работы оценивают в миллионы долларов
Издание Artnet News рассказало историю необычных рисунков, созданных в одном из нью-йоркских баров известным японским художником Ёситомо Нарой.
В 2009 году в нью-йоркской галерее Marianne Boesky Gallery проходила выставка Ёситомо Нары. После того как художник закончил подготовку и монтаж экспозиции, он отправился в панк-бар Niagara в районе Ист-Виллидж, выпил и в порыве вдохновения стал рисовать на стенах заведения свои фирменные детские фигурки в панк-вариации, подписал их, поставил дату и ушел. Чтобы добраться домой, он спустился в метро, где начал рисовать граффити на стенах. За это его арестовала полиция и отвезла в участок — там он провел ночь и выбрался как раз к открытию своей выставки.
Граффити Нары в метро стерли, а вот владельцы бара, напротив, установили пластиковые экраны, чтобы защитить изображения. Уже 10 лет ироничные рисунки, сделанные маркером, привлекают внимание посетителей панк-заведения. «Обычно Нара — это не тот парень, которого арестовывают подобным образом, так что это классическая нью-йоркская история того времени», — отметил представитель художника Тим Блум. Менеджер добавил, что хотя он и его партнер Джефф По были на открытии выставки в 2009-м, он уже не помнит, пришлось ли платить залог, чтобы Ёситомо Нару выпустили из отделения.
Недавно Ёситомо Нара стал одним из самых дорогих ныне живущих художников. В прошедшее воскресенье, 6 октября, его картина Knife Behind Back («Нож за спиной») ушла с молотка на аукционе Sotheby’s в Гонконге за $24,9 миллиона — эта сумма в пять раз больше, чем предыдущий рекорд продаж Нары ($4,5 миллиона в мае этого года). По данным Artnet News, среди ныне живущих художников только Джефф Кунс, Дэвид Хокни, Герхард Рихтер и Джаспер Джонс продавали свои работы дороже, то есть Нара вошел в пятерку лидеров по стоимости произведений.
Один из арт-экспертов, опрошенных изданием, отметил, что суммарно рисунки Нары в нью-йоркском баре могут быть оценены в $5 миллионов. Менеджер художника Тим Блум отказался назвать примерную стоимость изображений, но сказал, что к ним следует относиться как к «законным произведениям искусства», как и к другим работам Нары. На вопрос издания, могут ли эти рисунки теоретически быть проданы, представитель ответил, что для этого нет никаких препятствий — и с ними могут поступить, как с муралом Бэнкси, который отделили от гаража и увезли в музей.
При этом Блум отметил, что художник не будет в восторге, если бар все-таки решится продать его работы. По словам менеджера, несмотря на свой растущий вес в арт-среде, популярность и заработки, художник не изменился, по-прежнему остается простым человеком и «отличным парнем». В 2017 году Ёситомо Нара вновь посетил бар Niagara, когда открывал новую выставку в Нью-Йорке. Владельцы заведения не ответили на письмо издания с вопросом об их планах, касающихся работ Нары, однако персонал бара считает рисунки частью устоявшегося образа Niagara.
Фото на обложке: Bettina Strenske / NurPhoto / AFP / East News