Гуляй лесом: Фланерство Полины Поликарповой
Фланерство — термин из французского языка, означающий бесцельные прогулки по городу и наблюдение за его жизнью. Фланер бродит по улицам и окрестностям не ради убийства времени, а для размышлений и познания мира.
Фланерство как художественный метод использовали многие художники: в Украине, к примеру, известен проект Вовы Воротнева «ЗА/С ХІД». Полина Поликарпова тоже отложила портретные съемки и прибегла к фланерству — в ее объективе архитектура и ландшафты украинских городов.
Фотограф из Харькова, живет в Киеве. Работает художницей по костюмам в харьковском театре «Нефть». Выставлялась в Украине, Польше, Германии. Публиковалась в Bird in Flight, Vice, Calvert Journal. Участница UPHA.
— Пару лет назад я два месяца прожила в Ливерпуле по программе SWAP: UK/Ukraine, а сразу после этого — месяц в резиденции «Вибачте, номерів немає» в Ужгороде. Уже тогда я стала задумываться над работой в новых жанрах, хотела разбавить «снимки девочек на фоне постсовка». Поездки не выразились в итоговых проектах резиденций, но дали эффект позже: я выработала привычку наблюдать и сравнивать с уже увиденным ранее. Например, с индустриальной архитектурой Северной Англии, где бесконечная сеть улиц может вывести вас в частный гольф-парк.
Меня стала интересовать ревитализация индустриальной архитектуры. Я люблю ее с детства, которое прошло неподалеку от фабрик у реки Харьков. Вернувшись в Харьков, я стала искать необычные и малознакомые места, снимать то, что я помню с ранних лет и что может просуществовать совсем недолго. Взять хоть снимок бывшей мукомольной фабрики, сделанный в 2016 году: несколько месяцев спустя ее оштукатурили, покрасили, и в ближайшем будущем это будет именоваться IT-парком.
Я открыла для себя вернакулярную архитектуру — как что-то причудливое и недолговечное в современных реалиях (например, собачья будка со шторкой из штанины Adidas или здание в форме баскетбольного мяча). А также странные локации со своими местными легендами, как та, что в маленький кривой мост в Старобельске во времена Второй мировой якобы упала бомба. Сочетание снимка и легенды особенно впечатляет, если помнить, что Старобельск был первым освобожденным городом Украины, а несколько дней — ее временной столицей.
Меня стала поражать сама парадоксальность и сюрреалистичность найденных объектов и мест. Когда серия была впервые показана на Биеннале молодого искусства в Харькове, многие местные не узнали отснятые локации: рассматривая фотографию со статуей Аленушки у озера на Журавлевке, зрители всерьез думали, что перед ними живой человек.
Когда материала стало достаточно для создания серии, я поняла, что городской или сельский пейзаж может жить своей жизнью и не быть фоном для портрета. Я по-прежнему создаю снимки с участием моделей, но расширила круг тем, которые доставляют удовольствие.
Когда фотографируешь модель при минусовой температуре, спустя десять-пятнадцать минут вы с ней думаете только о пледе и горячем чае. Жанр пейзажа более неприхотлив: достаточно остановиться на пару минут, а потом можно ретироваться.
Жанр пейзажа неприхотлив: достаточно остановиться на пару минут, а потом можно ретироваться.
Киев появился в серии почти год назад, когда я сюда переехала. Иногда я снимаю в Харькове, сосредоточив практику между «первой и второй родиной». Я буду продолжать серию в других городах и пригородах — возможно, получится выпустить фотокнигу, дополнив ее картой Украины с указанием отснятых мест.
Когда-то я составляла компанию киевским коллегам Роме Москаленко и Диме Толкачеву, которые исследовали разные исторические места столицы в поисках чего-то мистического, сюрреального в привычных объектах и в попытках сосредоточить внимание на разных мелочах. Со временем я тоже стала чаще замечать для себя подобные вещи.
Я поражена тем, как Вячеслав Поляков и Елена Субач целенаправленно тратили кучу времени, денег и сил на поездки по небольшим городам Украины в поисках крутых мест. Квинтэссенцией темы фланерства среди коллег стала фраза Назара Фурика: «Фотографа ноги кормят».