Третьим будешь? Жизнь мексиканских мукси — ни мужчин, ни женщин
На юге Мексики, в штате Оахака, живет коренная народность сапотеков, чья древняя цивилизация берет начало в 1500 году до нашей эры. Их называли «народом облаков», они изобрели свою письменность и совершенствовались в гончарстве, поклонялись богу дождя, а также не принимали бинарную гендерную систему. В культуре сапотеков существует третий гендер — мукси, представители которого родились мужчинами, но определяют себя как женщин.
Мексиканский фотограф Нельсон Моралес тоже принадлежит к этому яркому аутентичному сообществу. На протяжении десяти лет он документировал жизнь мукси, исследуя темы сексуальности и самоидентификации.
Мексиканский фотограф. Выставлялся в Испании, Германии, Канаде, США. Финалист и победитель многочисленных конкурсов фотографии в Мексике и за ее пределами.
— Я всегда знал, кто я. Еще будучи подростком, я понимал свои сексуальные предпочтения. Но я очень долго сопротивлялся идее стать мукси. В Оахаке мукси — это представители третьего гендера. Они не определяют себя как гомосексуалов, скорее их можно описать как людей, стоящих выше бинарной гендерной системы и находящихся в постоянном поиске прекрасного. Согласно легенде, святой Викентий Феррер, покровитель Юкатана, однажды нес три мешка: в первом были женские зерна, во втором мужские, а в третьем — их смесь. Третий мешок порвался над Оахакой, которая и стала родиной мукси.
В Мексике считают, что иметь мукси в семье — это благословение, потому что они традиционно заботятся о своих стареющих родственниках и помогают по дому. Большую часть времени мукси ведут довольно заурядную жизнь. Они работают в самых разнообразных отраслях, от сферы услуг и организации праздников до торговли и политики, проводят время с друзьями.
И все же мукси всегда выделяются в толпе. Они наряжаются в платья, красятся и ведут себя очень женственно. Именно это и пугало меня. Мне никогда не хотелось надеть платье. Я всего лишь стремился принять свою гомосексуальность и остаться собой. Но через какое-то время я понял, что мукси — это не только женские наряды. Это в первую очередь мексиканская история, сообщество коренных жителей, которые любят собственное тело и не боятся быть другими. Я принял свою идентичность, и, думаю, это сделало меня мукси в большей степени, чем одежда.
Мукси наряжаются в платья, красятся и ведут себя очень женственно. Именно это и пугало меня.
Мукси всегда привлекали внимание фотографов своей яркой внешностью. Однако, задумывая этот проект, я надеялся, что мне удастся создать что-то необычное. Как часть сообщества мукси, я хотел показать их жизнь со своей точки зрения. Работа над проектом была нелегкой, но в то же время увлекательной. Мне приходилось смешивать личную и профессиональную жизнь, балансировать между желанием сделать запоминающуюся фотографию и уважением к моим друзьям. Я чувствовал, что и они испытывают похожие эмоции перед объективом камеры.
Мукси очень либеральны и открыты. Они стремятся выражать себя искренне и без ограничений, не боятся своей сексуальности, телесности и обнаженности. Для мукси это естественные проявления собственного «я», вызов, который они бросают миру. Мне кажется, они наслаждались процессом съемки. Благодаря их открытости и моей эмпатии проект получился глубоким и очень интимным.
Поиски прекрасного — важная часть культуры мукси. Для них красота прежде всего проявляется в физической привлекательности. Они любят наряжаться и наносить макияж, а также не упускают шанса посоперничать с женщинами в конкурсах красоты. Однако в этой конкуренции нет никакой агрессии и злобы. Для мукси женщины — не предмет зависти, а скорее ролевая модель, источник вдохновения и восхищения.
Для мукси женщины — не предмет зависти, а скорее ролевая модель.
Мукси не только носители древнего языка народности сапотеков, но и хранители национальных костюмов. Они надевают традиционные платья-теуаны, с пышными юбками, кружевным подолом и богатой цветочной вышивкой. Волосы заплетают в косы и украшают гребнями с живыми цветами. Этот мексиканский наряд, который так любила Фрида Кало, особенно часто можно увидеть на уличных праздниках и фестивалях.
В деревне, откуда я родом, все любят развлекаться. Вечеринки у нас в крови, и мы всегда готовы потанцевать и посмеяться. Мукси могут приходить на любую вечеринку — им всегда рады. Но у них есть и свой собственный фестиваль, Vela de las Intrepidas (в переводе с испанского — «Ночь бесстрашных»). Кульминацией праздника является дефиле мукси, где они демонстрируют свои самые экстравагантные наряды. После этого зрители выбирают королеву ночи, а потом танцуют и пьют пиво до рассвета.
Мукси понемногу завоевывают мировую известность. В 2019 году представительница мукси Эстрелла Васкес появилась на обложке мексиканского Vogue. Это большая победа для сообщества, которое вот уже 40 лет борется за свободу самовыражения. Жизнь мукси со стороны может выглядеть как квир-рай, но на самом деле у нас еще много проблем. На своей родине, в Оахаке, мы чувствуем себя относительно свободно. Однако даже здесь мукси продолжают добиваться равных социальных, образовательных и карьерных возможностей. По традиции мукси должны заниматься домашним хозяйством, вышивать и украшать церкви, но многие хотят большего. И не только в профессиональной сфере — мы хотим, чтобы общество приняло наше желание иметь семью и партнера, на которого бы не смотрели косо.
Жизнь мукси со стороны может выглядеть как квир-рай, но на самом деле у нас еще много проблем.
За пределами Оахаки ситуация обстоит намного хуже: там процветает гомофобия и насилие. С одной стороны, Мехико стал первой южноамериканской столицей, в которой легализовали однополые браки. С другой — в 2019 году в Мексике были убиты 117 представителей ЛГБТ-сообщества, это самый высокий показатель за последние пять лет. Насилие по отношению к мукси — пока что неразрешенная проблема.
Десять лет работы над проектом были тяжелым, но вдохновляющим временем. С некоторыми из моих моделей мы поддерживаем близкие отношения, некоторые, к сожалению, умерли, некоторые изменили свое тело до неузнаваемости, а чья-то звезда разгорелась еще ярче, чем раньше. Этот проект помог мне избавиться от внутренних ограничений и раскрыть свое сознание. Я стал любить свой цвет кожи и свое происхождение. Работа с мукси напомнила мне, что мы все разные и имеем право выбирать тот путь, который хотим. Думаю, фотография в целом и этот проект в частности научили меня любить жизнь. Я бы не променял эти десять лет ни на что другое и с радостью продолжаю работать над другими проектами.