Быть простым советским человеком
В последнее время Михаил Палинчак стал больше интересоваться вернакулярной фотографией и погрузился в работу с архивами. Этот попал к нему случайно: знакомый фотограф из Днепра позвонил рассказать, что друзья хотят избавиться от большого архива какого-то любителя. Через неделю все коробки были уже в Киеве. Собрание оказалось внушительным, но педантично систематизированным по местам съемки и по годам, в основном с 60-х по 80-е. В конвертах были слайды, цветные и черно-белые негативы, средний и узкий формат — не было лишь подписей автора.
Украинский уличный и документальный фотограф, фотожурналист, фотограф Петра Порошенко, инициатор сообщества «Українська вулична фотографія / Ukrainian street photography».
— Фотограф, о котором я пока почти ничего не знаю — ни имени, ни возраста, ни того, как он выглядел, — жил обычной жизнью в городе Дубна Московской области. Мне неизвестно, где и кем он работал, но благодаря его хобби я могу перенестись на десятки лет назад и посмотреть на мир его глазами. Он делится со мной личными моментами своей жизни, образами семьи и друзей, а также простыми радостями советского человека. Я вижу, как он участвует в первомайских демонстрациях, субботниках и различных городских праздниках, гостит у родственников в Полтаве и заезжает во Львов, в качестве туриста посещает Киев и Ленинград, а летом, конечно же, отправляется отдыхать к морю — в Ялту или Геленджик.
Он тянется к вечному и прекрасному — небу, морю, лесу и цветам, но часто также находит красоту в обыденности. Именно эти моменты представляют для меня огромную документальную ценность. Открыл конверт — и я в Ялте 1962 года, другой конверт — вот я уже во Львове в 1974-м. С каждым новым конвертом я все ближе знакомлюсь с моим героем и его жизнью. Я уже узнаю на снимках его супругу, которая гуляет с их дочерью Галей или моет окна в новой квартире на краю города (ее они, видимо, получили от государства). А в 1975 году мой герой приобрел себе новую зеркальную камеру Practica, и я радуюсь этой обновке вместе с ним: снимки стали куда техничнее.
Для меня этот фотоархив словно капсула времени, благодаря которой я могу не просто увидеть жизнь в СССР, но и взглянуть на нее глазами конкретного человека. Раньше у меня были только рассказы родителей, однако сам я мало что застал. Кроме того, эта находка и работа с архивом помогают мне как фотографу осознать ценность моих сегодняшних снимков. Я задумываюсь о том, что зрителю будет интересно узнать о нашем времени через 50 лет, что важно, а что второстепенно. Так я лучше понимаю, что и как хочу задокументировать и показать будущим поколениям.
Этот фотоархив словно капсула времени, благодаря которой я могу не просто увидеть жизнь в СССР, но и взглянуть на нее глазами конкретного человека.