Быть простым советским человеком
В последнее время Михаил Палинчак стал больше интересоваться вернакулярной фотографией и погрузился в работу с архивами. Этот попал к нему случайно: знакомый фотограф из Днепра позвонил рассказать, что друзья хотят избавиться от большого архива какого-то любителя. Через неделю все коробки были уже в Киеве. Собрание оказалось внушительным, но педантично систематизированным по местам съемки и по годам, в основном с 60-х по 80-е. В конвертах были слайды, цветные и черно-белые негативы, средний и узкий формат — не было лишь подписей автора.
Украинский уличный и документальный фотограф, фотожурналист, фотограф Петра Порошенко, инициатор сообщества «Українська вулична фотографія / Ukrainian street photography».
— Фотограф, о котором я пока почти ничего не знаю — ни имени, ни возраста, ни того, как он выглядел, — жил обычной жизнью в городе Дубна Московской области. Мне неизвестно, где и кем он работал, но благодаря его хобби я могу перенестись на десятки лет назад и посмотреть на мир его глазами. Он делится со мной личными моментами своей жизни, образами семьи и друзей, а также простыми радостями советского человека. Я вижу, как он участвует в первомайских демонстрациях, субботниках и различных городских праздниках, гостит у родственников в Полтаве и заезжает во Львов, в качестве туриста посещает Киев и Ленинград, а летом, конечно же, отправляется отдыхать к морю — в Ялту или Геленджик.
Он тянется к вечному и прекрасному — небу, морю, лесу и цветам, но часто также находит красоту в обыденности. Именно эти моменты представляют для меня огромную документальную ценность. Открыл конверт — и я в Ялте 1962 года, другой конверт — вот я уже во Львове в 1974-м. С каждым новым конвертом я все ближе знакомлюсь с моим героем и его жизнью. Я уже узнаю на снимках его супругу, которая гуляет с их дочерью Галей или моет окна в новой квартире на краю города (ее они, видимо, получили от государства). А в 1975 году мой герой приобрел себе новую зеркальную камеру Practica, и я радуюсь этой обновке вместе с ним: снимки стали куда техничнее.
Для меня этот фотоархив словно капсула времени, благодаря которой я могу не просто увидеть жизнь в СССР, но и взглянуть на нее глазами конкретного человека. Раньше у меня были только рассказы родителей, однако сам я мало что застал. Кроме того, эта находка и работа с архивом помогают мне как фотографу осознать ценность моих сегодняшних снимков. Я задумываюсь о том, что зрителю будет интересно узнать о нашем времени через 50 лет, что важно, а что второстепенно. Так я лучше понимаю, что и как хочу задокументировать и показать будущим поколениям.
Этот фотоархив словно капсула времени, благодаря которой я могу не просто увидеть жизнь в СССР, но и взглянуть на нее глазами конкретного человека.
Иркутск, год неизвестен
Город неизвестен, 1951 год
Полтава, 1952 год
Владимир, 1958 год
Город неизвестен, 1961 год
Город неизвестен, 1962 год
Город неизвестен, 1962 год
Ялта, 1962 год
Город неизвестен, 1963 год
Львов, 1963 год
Львов, 1963 год
Полтава, 1964 год
Дубна, зима 1964 года
Дубна, 1964 год
Сухуми, 1965 год
Сухуми, 1965 год
Львов, 1968 год
Дубна, 1971 год
Дубна, зима 1974 года
Львов, 1974 год
Геленджик, 1976 год
Геленджик, 1976 год
Геленджик, 1976 год
Московское море, 1981 год
1982 год
Город неизвестен, март 1982 года
Город неизвестен, 1 мая 1983 года
Дубна, 1984 год
Дубна, 1984 год