Приметы первой необходимости: Беженки в золоте в проекте о мигрантах Греции
В апреле 2015 года резкое увеличение потока беженцев в ЕС стали называть «европейским миграционным кризисом». Это произошло после серии катастроф, в результате которых в Средиземном море затонули несколько судов с более чем тысячей жителей Африки. Среди причин, приведших к стремительному росту количества беженцев, — военные конфликты и отсутствие экономических перспектив в Ираке, Сирии, Афганистане, Ливии и Пакистане. Для тех, кто решается на опасное путешествие, это часто последняя надежда на лучшую жизнь.
Одна из стран, ставших точкой входа мигрантов в Европу, — Греция, где их число в 2015-м увеличилось на 500%. Ольга Стефату пообщалась с беженками, попавшими сюда в этот период.
Художница. Работает с фотографией и смешанными медиа. Родилась в Греции. Фотографию изучала в Технологическом образовательном институте Афин, а в 2012 году получила степень магистра мультимедийной журналистики в Болтонском университете, Великобритания. На протяжении двух лет работала специалисткой по фотографии в Qatar Museums. Принимала участие в выставках в Канаде, Катаре, Греции, США, Австралии и других странах. Сотрудничает с Der Spiegel, Die Zeit, The Economist, NBC News и Vanity Fair.
— Миграционный кризис я сначала освещала как фотожурналистка, что позволило мне глубже понять проблему. В проекте «Кокон» я решила сосредоточиться на конкретных аспектах жизни этих людей, подчеркнуть мощную энергию и индивидуальность беженок через их портреты. Но в то же время мне хотелось рассказать о жутких условиях, в которых они вынуждены продолжать свое путешествие даже в XXI веке.
«Кокон» — серия портретов цисгендерных и трансгендерных беженок. На фото женщины из Сирии, Ирана, Ирака, Афганистана, Камеруна и Конго позируют на импровизированной сцене в золотых костюмах, сшитых из аварийно-спасательных одеял. Как портреты, так и сопроводительные тексты отражают различный опыт участниц и их путь миграции. Декорации позволяют каждой из них почувствовать себя смелой и неповторимой.
На фото женщины из Сирии, Ирана, Ирака, Афганистана, Камеруна и Конго позируют на импровизированной сцене в золотых костюмах, сшитых из аварийно-спасательных одеял.
Беженки часто сталкиваются с серьезными проблемами, связанными с интеграцией. Большинство из них, нередко по культурным причинам, остаются в значительной степени изолированными в лагерях или квартирах, где они все еще живут с воспоминаниями о жестоком прошлом. «Кокон» — попытка поделиться, понять и подбодрить друг друга. Но больше всего мне хотелось подарить участницам положительные впечатления, помочь им сформировать новые приятные воспоминания.
Работу над проектом я начала в 2018 году, приглашая принять в нем участие абсолютно любых женщин. «Кокон» стал платформой — или, что будет более уместным, принимая во внимание его визуальный язык, — сценой для женщин, готовых продемонстрировать свою красоту и силу.
Размышляя над темой пути, я решила остановиться на золотом цвете и его символизме. В сотрудничестве с моим хорошим другом и художником Гурамом Чачанидзе мы превратили аварийно-спасательные одеяла в наряды, причем каждый был создан специально для конкретной участницы и отражает ее женский дух. Также аварийное одеяло — это символ тепла и выживания, когда вам холодно и страшно. Это первый предмет, попадающий в руки человеку после долгого и опасного путешествия по морю на лодке.
Ответственность за дизайн наряда лежала не только на Гураме, до съемок я всегда спрашивала у женщин, как они представляли себе свое платье и какие части тела хотели бы скрыть. Затем я снимала мерки, делала снимки и предоставляла все это Гураму. Подготовка платья могла занять от недели до нескольких месяцев. Материал аварийных одеял чрезвычайно чувствителен, с ним сложно работать, но Гурам стал экспертом, подготовив в общей сложности 17 нарядов.
Работать над проектом было непросто, в основном по культурным причинам, но также и потому, что в течение нескольких лет я жила в Дохе и это затрудняло мои исследования. Однако отказы или любые другие сложности, возникающие в процессе съемок, ничуть меня не останавливали. Я верила, что все равно найду женщин, готовых показать себя и поделиться историями, которые привели их в Грецию.
Сначала я стеснялась описывать им концепцию проекта. Мне казалось немного глупым рассказывать беженкам о золотых платьях, когда им, возможно, не хватало элементарных бытовых вещей. Но реакция, к моему удивлению, оказалась прямо противоположной: большинству затея понравилась. Мода — универсальный язык, а арабские и африканские женщины особенно любят заботиться о себе даже в самых ужасных обстоятельствах. Некоторые даже приносили на фотосессию «золотые» туфли.
Мне казалось немного глупым рассказывать беженкам о золотых платьях, когда им не хватало элементарных бытовых вещей. Но их реакция оказалась прямо противоположной.
Тем не менее были и женщины, которым сначала идея проекта нравилась, но в итоге на съемку они не приходили — нередко из-за того, что им не позволяли это сделать мужья. Другие боялись покинуть базу или, испытывая различные психологические проблемы, к моим намерениям отнеслись с подозрением. Однако, какой бы ни была причина, я всегда реагировала с пониманием: всем этим женщинам пришлось через многое пройти. Я проявляла терпение и уважение, пытаясь построить с ними отношения до фотосессии и поддерживая после.
Одним из первых решений, которое я приняла, начав работу над проектом, было изобразить всех участниц в одной обстановке. Я хотела избавить их от обычной среды и создать безопасное пространство, где они чувствовали бы себя комфортно (в частности, без проблем могли переодеваться и легко до него добираться, то есть здание должно было располагаться в центре Афин). И сама атмосфера там должна была вдохновлять. Когда я попала в синюю комнату старого неоклассического афинского здания, рекомендованного одним сирийским другом, тут же поняла, что это оно.
Все элементы на заднем плане имеют символическое значение. Комната представляет Грецию — ворота в Европу и страну, на мой взгляд, строгую и консервативную, но в то же время красивую. Синий цвет, кстати, там тоже неслучайно — он всегда напоминает мне родину. Потолочная лампа освещает женщин на специальном подиуме, который должен показывать их как достойных восхищения.
Свой проект я назвала «Кокон», потому что состояние накануне превращения в бабочку напомнило мне обстоятельства и ощущения моих героинь — пока еще заключенных в золотой кокон, но готовых раскрыть крылья. Момент превращения в бабочку у каждой куколки разный. Из бесед с участницами я поняла, что очень важно делать выбор, принимать правильные решения в критических ситуациях, а мигранты на таких вот перекрестках оказываются постоянно. Большое значение имеет поддержка и дружба, ведь в новом окружении беженцы часто чувствуют себя потерянными.
Люди должны иметь возможность пересекать границы, не тратя на это целое состояние и не подвергая себя серьезным рискам. С начала миграционного кризиса прошло семь лет, и сейчас трудно сказать, что ситуация улучшилась. Условия, вероятно, стали даже еще хуже, а официальные лица при этом не берут на себя никакой ответственности. Сегодня беженцы не могут рассчитывать на милосердие европейских политиков в отношении их настоящего или будущего. Они, безусловно, могут требовать соблюдения своих прав, но не надеяться на чудо.
Сегодня беженцы не могут рассчитывать на милосердие европейских политиков в отношении их настоящего или будущего.
Работа над «Коконом» преподнесла мне ценные уроки — как в образовательном, так и в эмоциональном плане. Я впервые использовала в проекте методологию, основанную на определенной концепции и соединяющую документальную съемку и постановку. Задачи у меня при этом было две: подготовить серию портретов и предоставить участницам возможность получить новый опыт. Беженки, которых я встретила в рамках проекта, оказались моим источником вдохновения и подарили очень много любви и тепла.