Дом Победы: Лучший спальник Украины
После Второй мировой население Днепропетровска росло, но жилье строили медленно: сосредоточились на реконструкции главных проспектов в сталинском стиле. Люди ютились в коммуналках, общежитиях, переоборудованных подвалах и съемных домах. К 1970-м годам количество горожан приближалось к миллиону, так что власти Днепропетровска решили построить несколько крупных жилых массивов. Впоследствии за один из них — Победу — его авторы даже получили Государственную премию. Рассказываем, как так вышло.
Отличный план
На первый взгляд может показаться, что дома в советских жилых массивах хаотично разбросаны. Но с конца 50-х из-за политики борьбы с излишествами Хрущева у архитекторов осталось мало творческих инструментов: можно было строить только типовые здания. А потому авторы старались проявить себя именно в планировке жилых массивов и микрорайонов — продумать видовые точки и с высоты птичьего полета, и с точки зрения человека, создать хорошую композицию из зданий.
После 1950-х у архитекторов осталось мало творческих инструментов, потому они старались проявить себя в планировке микрорайонов.
Ориентировались архитекторы не только на свое понимание прекрасного, но и на комфорт жителей, просчитывая оптимальные расстояния и пути подхода к остановкам общественного транспорта, детским садам, школам, магазинам. Всю инфраструктуру возводили одновременно с жильем, а не после заселения. В итоге по периметру крупных кварталов стояли дома, а в образовавшихся больших дворах, вдали от оживленных магистралей, строили детские сады и школы. Учитывали и солнечный свет: его должно было быть достаточно в каждой квартире. Во дворах предусматривали детские площадки и места для сушки белья, деревья. Качество жизни в районе в конечном итоге зависело от мастерства архитекторов и градостроителей.
Советскую архитектуру иногда сложно отделить от идеологии тоталитаризма, но в этом плане Победе повезло: ради ее строительства хотя бы никого не переселяли и ничего не сносили. До 1930-х здесь была болотистая местность на берегу Днепра, а на месте косы и гребного канала — Воронцовский остров. После строительства Днепрогэс в Запорожье в 1930 году остров и болота ушли под воду. В конце 1960-х тут намыли берег и уже на этом песке построили новый район.
Днепр с XIX века был важным промышленным центром, но в послевоенное время особенно — здесь располагались оборонные и ракетостроительные предприятия, из-за чего город даже был закрыт для иностранцев до 1987 года. В 1960-х сюда пригласили несколько архитекторов из других городов, в том числе Евгения Яшунского и Павла Ниринберга, — все из-за амбиций Днепропетровска быть «самым» во всем, в том числе и градостроительстве.
Победу разрабатывал местный проектный институт «Днепрогражданпроект». Планировкой в основном занимались Евгений Яшунский и Оскар Хавкин, но дочь Павла Ниринберга вспоминала, что и он, будучи скорее архитектором, нежели градостроителем, все равно постоянно выкладывал планы района даже из жареной картошки в своей тарелке.
Все для людей
В районе Победа было предусмотрено много социальной инфраструктуры — пристроенных к зданиям кафе, магазинов и отдельно стоящих детсадов, школ и больниц. Садики существовали ведомственные, где обеспечение было получше, и государственные, попроще. В ведомственные попадали дети, чьи родители работали на предприятии, которому принадлежал сад, или же через блат. Такими были сады «Солнышко» и «Чайка» с плавательными бассейнами и красивыми витражами в холлах.
Победа была и остается очень зеленой — вдоль улиц и во дворах широкие клумбы и много деревьев. Интересно, что выбор растительности часто оставался за жителями дома, а не за архитекторами-планировщиками. На фотографиях только построенной Победы видны молодые деревья самых разных пород. Также возле района было много пляжей, искусственная коса и гребной канал, куда местные до сих пор ходят на пикники и прогулки.
Квартиру на Победе можно было получить от государства или же приобрести через предприятие, на котором человек работал. Покупка — это большой, около трети стоимости, первый взнос, а дальше рассрочка на много лет. В 1976 году цена трехкомнатной квартиры составляла 11 тысяч рублей (по разным подсчетам, от 20 до 100 тысяч долларов в современном эквиваленте) — с первым взносом 3,6 тысячи рублей. Но и на покупку была очередь, а когда появлялись семьи, которым жилье было нужнее, людей в очереди могли подвинуть. Такие вещи обсуждали на собраниях, это было очень похоже на происходящее в фильме «Гараж» Рязанова.
Трехкомнатную квартиру можно было получить, если покупать ее сразу для двух семей с детьми. Квартира была с обоями, ПВХ-плиткой на полу, а кухня и туалет — с выкрашенными масляной краской стенами. Кафель был дефицитом, и его при желании уже доставали и укладывали сами жильцы.
В 1983 году авторам Победы дали Государственную премию СССР: архитекторам Оскару Хавкину, Павлу Ниринбергу и Евгению Яшунскому, инженерам А. Воловику и В. Гудзю. Среди лауреатов премии указан также московский архитектор Николай Розанов — в Днепре он не работал, но был автором типовых серий, которые здесь использовали. За всю историю существования премии ее присудили только нескольким жилым массивам, так что это не было обыденным.
Первые небоскребы
Район Победы насчитывает около сотни строений, и одно из самых интересных здесь — «китайская стена». Изогнутая девятиэтажка, сложенная из элементов типовых зданий, протянулась на 820 метров — а это три троллейбусные остановки и 36 подъездов. На момент возведения в 70-х дом был самым длинным во всем СССР. Сходство с Великой Китайской стеной ему придают и «зубцы», возвышения над каждой лестничной клеткой. Они не декоративные: здесь находятся редкие для советского жилья двухуровневые квартиры.
«Самыми» были и высотки — два дома на 26 и 28 этажей. Хотя изначально планировали построить три, выделив под них ключевое место — возле круговой развязки на въезде в район. Чтобы найти форму и высотность будущих строений, а также подобрать для них подходящее расположение, Ниринберг использовал фотографии. Он рассчитывал углы для съемки, делал кадры, затем в эти изображения вписывал новые дома.
О работе над проектом старались молчать. В СССР строить жилые здания такой высотности не позволяли технологии — сложно было разработать конструкции, наладить подачу воды на последние этажи и бесперебойное функционирование лифтов. Авторы Победы небезосновательно опасались, что партийное руководство не позволит реализовать амбициозную задумку. Но проект состоялся.
Строительство начали в 1975 году. Небоскреб — это всегда про технические новшества, что справедливо и для башен на Победе. Здания построены из бетона, а не из панелей, и
Первой завершили 28-этажную высотку в 1979 году. После этого работы остановили на пару лет — все ресурсы строительства перебрасывали в Москву из-за предстоящей Олимпиады. Второй дом на 26 этажей закончили в 1983-м, а к третьему успели сделать только фундамент. Не всем жителям района нравились высотки из-за их величины и серого цвета, но хуже всего пришлось обитателям последних этажей, где были частые перебои с водой.
форма, в которую заливают бетон
В ключевых местах Победе нужны были акценты, и тогда из элементов типовых панелек серий 1-464-Д и 90 построили 16-этажные дома с объемными ограждениями лоджий, похожими на белые паруса или кораблики. Это была разработка Павла Ниринберга. Такие нетипичные лоджии сложнее застеклить, испортив тем самым фасад, но на данный момент большинство все же застеклено. Торцевые стороны зданий желтые, облицованы, как и большинство объектов Победы, глазированной плиткой — «кабанчиком». Из такой плитки выкладывали и узоры на домах вдоль набережной — стилизованные цветы.
Кинотеатр «Салют» построили по типовому проекту, но и у него есть свои особенности. Вокруг здания создали фонтан по проекту архитектора Вячеслава Сотникова, само его облицевали редким армянским туфом. Интерьер разрабатывали под руководством Олега Петрова, который известен как автор театра в парке Глобы и строительного института, также он основал архитектурный факультет. В форме кинотеатра есть важный для региона и характерный для многих объектов того времени эффектный архитектурный прием: тяжелый и длинный козырек над лобби опирается будто бы только на стекло под ним. Кинотеатр был заброшен в 1990-х, реконструирован в 2000-х, потом снова заброшен, а в 2021-м снесен для строительства 25-этажного жилого комплекса.
Современная Победа все еще считается хорошим для жизни районом. Она находится возле реки, где много зеленых зон, здесь достаточно спокойно. Ее жители активно отстаивают сквер от застройки и борются с ТЭС, чтобы та чистила выбросы от сжигания угля, которые ветром сносит в их район. Внешний вид высоток привело в порядок местное ОСМД.
Конечно, широкие открытые пространства между домами постепенно застраивают коммерческими объектами, гаражами и новым жильем — то, что район являлся памятником архитектуры во времена СССР, его не спасает. Но изначальная композиция Яшунского и Ниринберга, несмотря на новые здания, все еще читается.
На выставке-документе к 50-летию жилмассива Победа художника Даниила Галкина представлены архивные фотографии, многие опубликованы впервые. Выставка проходит в Днепре и продлится до 6 февраля.