Опыт

Suwon International Photo Festival: Украинскую фотографию показали в Корее

Bird In Flight посетил корейский независимый фестиваль документальной фотографии Suwon International Photo Festival и поговорил с организаторами и кураторами мероприятия о том, как в Южной Корее выглядит рынок документальной фотографии, зачем фестивалю быть независимым и как корейцы воспринимают работы украинских фотографов.

На протяжении всего ноября в южнокорейском городе Сувон проходил независимый фестиваль документальной фотографии Suwon International Photo Festival, основной темой которого в этом году стала миграция. Одним из участников мероприятия был Влад Сохин с проектом о климатической миграции «Теплые воды», а первый приз получил Ли Есик с проектом об этнических корейцах на Сахалине. Также в рамках фестиваля была представлена «Деформация» — выставка работ фотографов из трех постсоветских стран.

Чеук Канг

Корейский документальный фотограф, директор международного фотофестиваля Suwon International Photo Festival.

— Корейцам нравится документальная фотография — с помощью продажи билетов в Корее окупаются только выставки документальных фото. Но директорами большинства корейских фотофестивалей нанимают фотохудожников. Изучение фотографии в корейских университетах также сводится к художественной фотографии. Проще говоря, корейские мэтры фотографии сами занимаются художественной съемкой и думают, что документальная фотография устарела. Но людям нравятся документальные фото. Это основная причина, по которой я организовал этот фестиваль.

Я считаю, что у нашего фестиваля большой потенциал. Наши основные трудности связаны с тем, что он независимый, его организовывают сами фотографы. Поэтому приходится обходиться небольшой командой и ограниченными возможностями для рекламы — все продвижение происходит в основном через соцсети.

Корейский рынок фотографии изолирован, плохо связан с мировым рынком. Мы надеемся, что Suwon International Photo Festival способствует нетворкингу с другими азиатскими и не только фотографами, — мы не знаем друг друга даже в Азии. В дальнейшем мы планируем приглашать еще больше фотографов и организаторов из других азиатских стран, а также тех, кто снимает Азию, больше освещать наш фестиваль в медиа. Главное — партнерство с другими фестивалями.

Корейские мэтры фотографии сами занимаются художественной съемкой и думают, что документальная фотография устарела.
Фото: Ли Есик, «Прощание», аэропорт Южно-Сахалинск, 1992
Фото: Ли Есик, «Тоска по родине», Сахалин, 1998
Фото: Ли Есик, «Слезы расставания», аэропорт Южно-Сахалинск, 1992

Для меня важен каждый участник фестиваля, но если бы пришлось выбирать, я хотел бы отметить нескольких. Во-первых, это «Деформация» — отлично курированная подборка из постсоветских стран. В Корее мы ничего не знаем об этих фотографах, и нам было интересно с ними познакомиться. С помощью этой выставки мы видим, что человеческая жизнь, человеческие трагедии, все плохое и хорошее — они везде одинаковы. Корейский полуостров находится между Китаем и Японией и подвергается влиянию этих стран, а также России и США. Корейская история также часто была печальной.

Во-вторых, это работы тибетского фотографа Церинга Топгяла о тибетцах в изгнании. И в-третьих, работы Ли Есика, проект «Возвращение» о русских корейцах на Сахалине, занявший первое место на фестивале в этом году. Большинство азиатских стран пережили одну и ту же трагедию — потерянную свободу, потерянный дом.

Документальная фотография как свидетельство очень важна для того, чтобы избежать еще большего количества трагедий. Люди у власти хотят спрятать правду, но мы, фотографы, находим ее и выставляем на всеобщее обозрение. Прямо сейчас Корея переживает кризис демократии. Когда-то мы добились демократизации, пролив много крови, но сейчас мы возвращаемся в прошлое, к диктатуре. Фотографам в Азии нужно объединяться и помогать друг другу, больше интересоваться историями стран друг друга.

Люди у власти хотят спрятать правду, но мы, фотографы, находим ее и выставляем на всеобщее обозрение.
3-suwonfest_tsering_topgyal_3-min
Фото: Церинг Топгял, «Тибетцы в изгнании»
2-suwonfest_tsering_topgyal_2-min
Фото: Церинг Топгял, «Тибетцы в изгнании»
1-suwonfest_tsering_topgyal_1-min
Фото: Церинг Топгял, «Тибетцы в изгнании»
Райан Либре

Документальный фотограф, директор фестивалей Chiang Mai Documentary Arts Festival и Documentary Arts Asia, основатель Sakse Collective, куратор нескольких выставок на 3-м международном фотофестивале Suwon International Photo Festival.

— Почти все фестивали в Корее, а их достаточно много, принадлежат городу, а не директору фестиваля, как это обычно происходит во всем мире. Мне это кажется очень странным. Каждый год город выбирает нового директора, и весь процесс становится очень политизированным, директор не может сделать ничего, что не понравилось бы муниципалитету. Suwon International Photo Festival не такой, и поэтому он важен. Это одна из основных причин, почему Чеук Канг основал этот фестиваль, — чтобы один из фестивалей в Корее был независимым. А также потому, что на других фестивалях не так много документальной фотографии.

Чеук Канг узнал о фестивале Documentary Arts Asia, который я делаю в Таиланде, — он очень простой, никакой политики или государственного финансирования, с бюджетом всего $2 500, которые я собираю на аукционе, — и это вдохновило его на собственный похожий проект. Он пригласил меня поучаствовать в организации, и я согласился. В первый раз, в 2013 году, я был больше гостем: они прятали от меня работу, находили кого-нибудь, кто поведет меня в ресторан, пока сами сходили с ума, пытаясь успеть все подготовить к открытию. Когда я приехал в 2014-м, я больше помогал с организацией, в последние несколько дней до начала мы работали по 20 часов. В этот раз я снова участвую чуть меньше, но все равно помогаю с сайтом, курировал несколько выставок, в том числе выставку фотографий моего фотосообщества Sakse Collective.

Качин

Самый северный штат Мьянмы. В 2011 году там возобновились бои между Армией независимости Качина и правительственной армией. Спасаясь от войны, сотни тысяч местных жителей стали беженцами.

Почти все фестивали в Корее принадлежат городу, а не директору фестиваля, как это обычно происходит во всем мире.

Sakse Collective около года. Это сообщество существует, чтобы помочь фотографам из штата Качин (Мьянма) продавать свои работы и рассказать миру о качинцах и Качине. Качин — это как большая черная дыра, у больших агентств очень мало фотографий оттуда. Когда я только узнал о Качине несколько лет назад, BBC не выдало о нем ничего, кроме «не найдено». Сейчас информации немного больше, наше сообщество в том числе является информационным ресурсом для правозащитников и даже ученых по всему миру. Например, в прошлом месяце на нас вышла Human Rights Watch.

Фото: Райан Либре, Sakse Collective
Катерина Радченко

Организатор и куратор Odessa/Batumi Photo Days, куратор выставки фотографов из постсоветских стран «Деформация» в рамках 3-го Suwon International Photo Festival.

— Все началось с того, что я получила предложение от Чеука Канга сделать какую-то экспозицию во время фестиваля, основной темой которого является миграция. Но мне показалось, что не имеет смысла говорить о внутренних переселенцах в Украине корейской аудитории, если не рассказать сначала о причинах их появления. Я решила, что гораздо актуальнее будет проговорить те изменения, которые происходили и происходят в постсоветских странах. Соответственно, темой экспозиции, которую я курирую, является деформация — те изменения, которые происходят насильно.

Сначала я планировала привезти только украинские работы, но потом поняла, что интереснее будет сделать определенный срез, и пригласила поучаствовать восемь фотографов и художественных групп из Беларуси, Латвии и Украины. Подборка из Украины сильно сфокусирована на войне, на конфликте, который происходит в Донбассе, и рефлексии крымской оккупации. Если говорить о Латвии, то это две серии, которые касаются перехода от советской памяти к сегодняшнему дню. Серия Сергея Гудилина из Минска посвящена району Беларуси, который находится на границе с Россией, — жизни этого приграничного региона, его неопределенности и законсервированности в определенном времени.

Chekmenev_16
Фото: Александр Чекменев, Украина. Николаевка, Донецкая область, 2014
568fc6d26bc22_900x600
Фото: Сергей Гудилин, Беларусь

Я бы сказала, что корейские фотографы знают о том, что происходит в Украине, больше, чем фотографы в Европе. Возможно, они знают меньше деталей, но хорошо владеют общей информацией о происходящем. Большинство в европейской тусовке убеждены, что война закончилась и мы уже решительно двигаемся в сторону присоединения к Евросоюзу. Мне кажется, это связано с тем, как медиа подают информацию: в Европе все больше привязано к горячим событиям, сейчас в моде Сирия. И во-вторых, у меня есть предположение, что ментально корейцы близки к нам, корейцы понимают происходящую в Украине ситуацию на эмоциональном уровне. В Европе люди говорят: «Да, грустно», — но у них нет той исторической памяти, которая влияет на восприятие информации. Корейцы воспринимают то, что мы показываем, открыто и искренне.

Корейские фотографы знают о том, что происходит в Украине, больше, чем фотографы в Европе.

Я думаю, что потенциально Сувон — очень крутое место для проведения фестиваля. Он близок к аэропорту, недалеко от Сеула, маленький, компактный, здесь легко работать с аудиторией. В этом году была очень хорошая тусовка, приехали хорошие фотографы и кураторы. Я стала лучше разбираться в современных азиатских течениях в фотографии, о которых у нас в Украине даже не говорят. Но мне кажется, организаторам нужно больше работать с местной аудиторией. Конечно, это всего третий фестиваль, команда организаторов очень маленькая, и пока что они работают только в направлении того, как сделать интересный контент, упуская момент с глобальным привлечением аудитории.

Фото: Кун Ли, Sakse Collective
Фото: Кун Ла, Sakse Collective

Новое и лучшее

37 607

8 843

10 798
11 032

Больше материалов