Как превратить заброшенный парк в пространство для фестивалей: опыт Днепра
Архитектор и автор концепции пространства «Сцена».
— Когда-то мы с командой архитекторов исследовали польские костелы, построенные в 1980-е, и выяснили,что многие из них появились благодаря краудсорсингу. Решили по схожей модели создать что-то в Днепре — павильон в парке Шевченко. Идея заключалась в том, чтобы выстроить объект совместными усилиями. Наш проект был в чистом виде экспериментом, основанным на энтузиазме.
Так у нас собралась целая команда проектировщиков. Архитектор Рикардо занимался геометрией — он должен был предложить простую иконическую форму сооружения. Параметрист Йенс рассчитал для нас все сложные элементы. Ландшафтный дизайнер Катажина предложила проект озеленения. Но главную роль сыграл Томаш Светлик — он отвечал за конструкцию в целом.
Мы должны были разобраться, для кого строим «Сцену» и кто будет туда приходить. На мой взгляд, главная проблема архитектуры сегодня — то, что между пользователями и проектировщиками нет налаженной коммуникации. Люди часто не понимают, зачем им тот или иной объект.
Я попытался предложить модель, при которой пользователи могли заранее обозначить, что они хотят получить от архитектуры, и даже повлиять на нее. Мы провели ряд интервью, вместе написали техническое задание, а затем собрали нужную сумму через краудфандинговую платформу и начали восстанавливать сцену.
Даже в строительстве частично участвовали будущие пользователи. Так, большие элементы конструкции делал местный цех. Помощь оказалась незаменимой в тех работах, которые требовали большой точности: например, ребята из цеха порезали все элементы для акустической трубы. Многие студенты помогали с проектом, чертили, делали рендеры, расчерчивали элементы для вырезки, а сложные работы выполняла команда строителей. Это для меня важный вывод для подобных проектов в будущем: сложные задачи должны выполнять профессионалы, а то, что требует точности и вовлечения в проект, — энтузиасты.
Восстанавливать сцену в том виде, в котором она существовала до войны — с амфитеатром на 2,5 тысячи человек, — нам показалось нецелесообразным. Мы были заинтересованы в появлении камерного и даже уютного пространства в отдаленной части парка. С 1930-х, когда в парке появилась первая сцена, искусство театра сильно изменилось. Тогда пространство было иерархически разделенным и структурированным — сцена была отделена от публики, а место каждого участника было четко обозначено. Не могу себе представить, что в 2017 году такое пространство могло бы считаться живым и действующим.
Все лето сцена оставалась открытой площадкой, куда мог прийти каждый — и как слушатель, и как организатор мероприятия. «Сцена» появилась на свет благодаря активному сообществу горожан и за три месяца существования стала востребованной. Надеюсь, в следующем году городские власти тоже поучаствуют в проекте.
Соорганизатор публичного пространства «Сцена».
Соорганизатор публичного пространства «Сцена».
Катя Русецкая:
— Идея «Сцены» принадлежит польскому архитектору Кубе Снопеку и команде «Культура Медиальна». Мы поняли, что потребность в некоммерческой культурной площадке у города возникла уже давно, и сделали первый шаг к появлению такого пространства.
Куба собрал команду архитекторов, которая должна была помочь нам в реализации проекта. Часть парка, в которой мы планировали выстроить сцену, была заброшенной, но получить разрешение от городских властей на ее использование оказалось непросто.
Мы хотели, чтобы площадка объединила самых разных людей. Нам пришлось опросить всех: от студентов и активистов до бизнесменов и пенсионеров. Многие из тех, кто узнавал о нашей инициативе, позднее помогли нам построить сцену.
Андрей Палаш:
— В ХХ веке рядом с ныне заброшенной частью парка проходила главная пешеходная ось, которая начиналась недалеко от Дворца студентов и тянулась к пешеходному мосту на Монастырский остров. Но позже эта часть парка была почти заброшена, и местные жители стали ходить вдоль летнего театра и «смотровой». Разрабатывая концепт будущей «Сцены», мы думали, как вернуть заброшенной части парка ее привлекательность.
После разработки проекта мы запустили краудфандинговую кампанию на платформе Indiegogo. За короткое время нам удалось собрать около $6 тысяч. Нас поддержали как обычные горожане, так и несколько крупных компаний. Но администрация парка не разделила идею появления «Сцены» — проблемы были даже с электроэнергией.
Павильон возвели за 40 дней. Сразу после завершения строительства здесь начали регулярно проходить концерты и кинопоказы, мы стали получать много заявок на проведение мероприятий. В течение лета тут было более 60 событий: арт-фестиваль Horizontal, Retro Picnic, фестиваль анимации Brain Vitamins, вечеринки от команды «5025 ДНБ», концерт чешского джазового бенда «Forma».
Сейчас мы понимаем, какой формат развлечений нравится днепрянам, как создавать проект с нуля и без бюджета, как работать в крупной международной команде, как общаться с городскими властями. Мы увидели потенциал в развитии публичного пространства и хотим заниматься этим дальше. Надеемся, что ощутим поддержку не только от горожан, но и от местных властей, которые должны быть заинтересованы в «Сцене» не меньше нас. У Днепра должна быть культурная платформа, доступная каждому.