Опыт

Synchrodogs: «Если твоя выставка не в Киеве, а в Ивано-Франковске — ее не замечают»

Украинский дуэт фотографов Synchrodogs (Таня Щеглова и Роман Новен) наконец показывает свои работы на родине: их проект о вмешательстве человека в природу Карпат почти одновременно появился в «Ассортиментной комнате» в Ивано-Франковске и киевской Dymchuk Gallery. Катерина Яковленко поговорила с художниками о том, влияет ли модная индустрия на личную практику, почему стоит реже смотреть на чужие работы и как создать снимок, который понравится обоим участникам.

Список городов, в которых выставляются Таня и Роман, впечатляет: Краков и Барселона, Чикаго и Лос-Анджелес, Мельбурн и Монреаль. Художники живут в Ивано-Франковске, но путешествуют по миру, создавая как личные проекты, так и коммерческие — для глянцевых журналов, рекординговых лейблов и модных домов.

В Украине художники не выставлялись целых шесть лет. В этом году они почти одновременно показывают в Ивано-Франковске и в Киеве проект Slightly Altered, который несколько лет снимали в Карпатах. Цель серии — показать вмешательство человека в природу, изменение ландшафта и горизонта Карпат.

Synchrodogs

Художественный дуэт: Таня Щеглова из Ивано-Франковска и Роман Новен из Луцка. Работают на стыке художественных практик, фотографии и модной индустрии. Победители Feature Shoot и Vogue Italy Best Fine Art Photographer, финалисты LensCulture Awards. Публиковались в New York Magazine, Dazed and Confused, British Journal of Photography, Vice.

У вас очень разносторонняя практика. Как вы сами себя называете — художниками, кураторами, фотографами?

Таня: Мы считаем, что все это условности, и занимаемся разными вещами. Наша фотография выходит за границы «просто фотографии». Мы создаем инсталляции, которые существуют один день, фотографируем их и потом уничтожаем — то есть фактически работаем с инсталляциями, а фотография — это их документация. Сейчас нам интересно создавать видео. Рома занимается музыкой, я — дизайном украшений. Мы люди, которые любят искусство. Мы художники в самом широком смысле.

Как вы разделяете практику на коммерческую и некоммерческую?

Роман: Мы стараемся следовать своему стилю так, чтобы он был узнаваемым и в коммерческой, и в некоммерческой сфере.

Таня: Персональные проекты очень затратные финансово, и обычному человеку реализовывать такие идеи сложно. Нам кажется прекрасным находить ресурсы в той сфере, которую тоже любишь. Если ты любишь не только арт-фотографию, но и фешн-фотографию, почему бы этим не заняться?

Но мир моды часто спекулирует на своем родстве и связях с искусством.

Таня: Мне кажется, всем уже надоели эти рамки. Никто не хочет ограничивать себя тем, что он(а) занимается исключительно миром моды или исключительно искусством. В мире отрасли перетекают одна в другую, все люди между собой взаимодействуют и работают с чем-то разным.

В вашей фотографии много природы. С чем это связано? Насколько вам близки идеи защиты окружающей среды, изменения климата?

Таня: Если человек много времени проводит у природы, он видит, с какими проблемами сталкивается этот мир. Мы выросли в маленьких городах и с детства проводили много времени на природе. Сейчас точно можем сказать, что украинские Карпаты за десять лет изменились настолько, что некоторые места просто не узнать. Я из Прикарпатья, и я видела, как все развивалось, с юных лет. Буковель превратился в целый город. Горы, которые раньше были покрыты лесами, сейчас стоят голые. Эти вещи нас волнуют.

Наше искусство затрагивает экологические проблемы, но не с точки зрения угнетения — мол, смотрите, как все стало плохо. Нам бы хотелось вдохновлять людей на то, чтобы они вели осознанную жизнь. Не обязательно делать что-то глобальное. Важно делать то, на что человек способен, даже в маленьких масштабах. Например, за месяц путешествия в горах мы столкнулись с небольшим пожаром, который оставили после себя туристы. Мы начали его останавливать, иначе это могло бы превратиться в катастрофу. Я считаю, что в каждом человеке должна быть этика по отношению к окружающей среде.

У вас в кадре часто появляется человек — нередко это обнаженная женская натура на фоне природы. Что она для вас означает?

Таня: Человек в нашем искусстве абстрактен. Он инкорпорирован в природу и является такой же неотъемлемой ее частью, как, например, дерево или камень.

Но это всегда красивые очень худые модели. Это то, за что критикуют мир моды.

Таня: В наших персональных проектах мы фотографируем себя. Какой меня создал Бог, такая я и есть, — я не могу создать себе другие руки и другие ноги. И обнаженные мы потому, что природа нас такими создала: мы не рождаемся в модной одежде.

В интервью вы говорите, что ваша работа строится на интуиции. Но все-таки можете описать, как находятся идеи и выстраиваются высказывания?

Роман: Частично все происходит интуитивно, но есть и запланированные вещи. Например, мы можем запланировать страну, в которой хотим снимать. Планирование занимает много времени, поэтому подготовка к проекту — самая длительная часть. Собственно съемка — это самый короткий момент, она занимает минут десять или двадцать.

Это обычно один-два кадра или целая серия снимков, из которых вы выбираете лучший?

Роман: Практически всегда мы знаем, что конкретно хотим получить от кадра. И когда занимаемся подготовкой, когда видим место съемки, то сразу понимаем, как это должно быть.

Таня: Мы всю жизнь записываем идеи. И когда понимаем, что набралось огромное количество нереализованных идей, начинаем работать над конкретным проектом. Никогда не было такого, чтобы мы ехали снимать ради одной фотографии, — мы всегда нацелены на большую работу.

Как работа в глянце повлияла на ваши персональные проекты? Вы тщательно подбираете грим, костюмы?

Роман: Хочется верить, что это мы влияем на индустрию, а не индустрия на нас.

Таня: Мы всегда все создаем сами, будь то реквизит для съемки или костюмы. И конечно, всегда следуем своим личным вкусам и интересам.

А можете оценить влияние ваших работ на модную индустрию?

Таня: Можем — по тому количеству фотографий и видео, которые считаем похожими на наши. Их много, но мы не хотели бы на этом зацикливаться. Так всегда бывает — копируют ведь не только сознательно, но и подсознательно. Именно поэтому стараемся не смотреть много примеров других работ, не смотрим блогов, не читаем новостей о моде.

Но и ваши работы похожи на работы Райана Макгинли.

Таня: Я бы сказала, что наши ранние работы похожи на ранние работы Райана Макгинли, потому что чем дольше мы работаем, тем структурированнее становятся наши снимки, тем больше они напоминают инсталляции. Но мне кажется, у него другой дух, у него teen spirit. Наши работы более статичны и спокойны по своему настроению.

В своей практике вы ориентируетесь на украинскую или на мировую среду?

Роман: Мы транслируем свое ощущение присутствия в этом мире и не думаем о том, на что мы ориентируемся. Сейчас наши работы выставляются по всему миру, в Киеве у нас первая выставка за шесть лет. Украина очень централизованная: все происходит в Киеве, и если ты не живешь в столице, тебя будто бы не замечают, ты выпадаешь из тусовки, из кухонного мира. Если мы делаем выставку в Ивано-Франковске, то киевские медиа о ней не пишут — будто это уже не об Украине. У нас недавно была выставка в Ивано-Франковске, и она прошла абсолютно незамеченной. На мой взгляд, это неправильно.

Но вы остаетесь жить в Ивано-Франковске.

Таня: Это разные вещи. Ивано-Франковск — хороший город, в который можно возвращаться. Но работаем мы по всему миру, много путешествуем.

Как вы распределяете обязанности в коллективе?

Роман: Кто чем хочет заниматься, тем и занимается. Все происходит сообща. Мы не ходим на работу каждый день, поэтому сами выбираем распорядок. Есть мнение, что Таня выступает только как модель, — это неправда. Мы вдвоем и авторы идей, и фотографы.

Кто выстраивает кадр, когда Таня в кадре?

Таня: Вместе. Я выстраиваю его интуитивно, как чувствую. Но Рома видит кадр и говорит, что не так. Невозможно, чтобы кто-то один решал. У нас всегда происходит коммуникация. Иначе идеального кадра не выйдет.

Как понимаете, что кадр идеальный?

Роман: В этом и заключается расшифровка нашего имени: мы синхронно и одновременно считаем, что он удачный. Мы не спорим. Нам никогда не нравились кардинально разные вещи.

Есть ли у вас табу?

Роман: Все эти ограничения больше связаны с документальным типом съемки. У нас есть один документальный проект «Украина», его скоро покажут на большой выставке украинской фотографии в Италии. Но сейчас нас не интересует документальная съемка.

Таня: Мы начинали фотографировать, когда инстаграм если уже и был, то не был так популярен. Когда мы начинали выкладывать фотографии в стиле ню, их всегда блокировали, они вызывали негативную реакцию. Но и тогда мы не думали о запретах. Мы движемся в рамках наших эстетических представлений и воспитания. Никогда не будем поднимать темы, которые противоречат нашим этическим нормам, расовой и гендерной проблематике.

Что вам интересно в современном искусстве?

Таня: Честно говоря, не интересуемся. Мы только следим за нашими друзьями — художниками и художницами в соцсетях. Когда мы приезжаем в какой-то город и когда все идут в музей, мы едем в парк смотреть на животных.

Какие темы вам сейчас интересны в фотографии?

Таня: Мы бы хотели делать свою фотографию более абстрактной. В какой-то степени она уже абстрактна, но хотелось бы еще больше. Нам, на самом деле, нравится достигать такого эффекта вручную, когда зритель не может понять, что изображено в кадре и каким способом это было сделано.

Фото предоставлены Dymchuk Gallery. Портрет Тани и Романа — Макс Белоусов.

Новое и лучшее

37 675

8 880

10 839
11 074

Больше материалов