Архитектура

Днепрогэс, Госпром, студия Довженко: Украинские памятники архитектуры ХХ века, которые нужно внести в список ЮНЕСКО

При упоминании архитектуры из списка ЮНЕСКО на ум обычно приходят старинные церкви и замки. Но в сохранении и признании, которые и дает статус объекта ЮНЕСКО, нуждаются не только исторические здания. Bird in Flight рассказывает, какие сооружения ХХ века заслуживают такого же к себе отношения, что и историческая архитектура: среди них плотина и советские спальные районы.

Наличие объекта архитектуры в списке ЮНЕСКО не только обеспечивает ему дополнительное внимание и привлекает туристов, но и предоставляет зданию самый высокий из возможных охранный статус. В настоящее время из украинской архитектуры к объектам Всемирного наследия относятся Киево-Печерская лавра, Софийский собор в Киеве, исторический центр Львова, корпус Черновицкого университета, деревянные церкви карпатского региона и Херсонес Таврический. Ни одного украинского памятника архитектуры ХХ века в этом перечне нет, хотя претенденты есть. Проблема в отсутствии внимания к подобным объектам в самой Украине — часто они не имеют охранного статуса и подлежат реконструкции, что разрушает их аутентичный облик.

Bird in Flight пообщался с экспертками в области архитектуры и определил архитектурные памятки ХХ века, которые могли бы пополнить этот список. Речь идет об объектах, которые уже были номинированы или имеют шансы, учитывая критерии ЮНЕСКО. Составить подборку нам помогали Катерина Кублицкая, архитектор-реставратор, Елена Мокроусова, историк, памятниковед, и Евгения Губкина, архитектор, исследовательница архитектуры, автор книги Soviet Modernism. Brutalism. Post-Modernism. Buildings and Structures in Ukraine 1955—1991 и мультимедийного проекта «Украинский конструктивизм».

Госпром

Фото: Павел Дорогой
Фото: Filipanti / Wikimedia Commons
Фото: Катерина Кублицкая

Дом Государственной промышленности, или просто Госпром, — один из самых выдающихся памятников украинского конструктивизма и точно самый большой по размеру. Проект выбирали на конкурсе, победило предложение архитекторов Сергея Серафимова, Самуила Кравца и Марка Фельгера. Реализацию начали в 1925 году. Такое масштабное строительство стало возможным именно в Харькове, потому что технологию сооружения каркасов из железобетона в городе использовали еще с 1910-х. «Госпром был монструозно большим. Даже сегодня в Украине мы не знаем примеров строительства подобного масштаба», — подчеркивает Катерина Кублицкая.

Главным инженером стал Павел Роттерт. Он разработал технологии — производства индустриального бетона и механизации строительства, — благодаря которым Госпром удалось завершить за рекордные три года. Во время Второй мировой здание уцелело, однако получило значительные повреждения, которые были устранены в послевоенный период.

В 2001-м началась реконструкция Госпрома. Тогда сооружение потеряло много аутентичных деталей, прежде всего окна. После этого комиссия ЮНЕСКО, которая рассматривала возможность внесения Госпрома в свой реестр, и исключила его из списка номинантов. Поскольку остекление здания — это значительная часть всей площади фасадов, такая реконструкция поставила под угрозу целостность объекта, аутентику и его эстетическую ценность.

Позже здесь отремонтировали переходы между частями постройки: их утеплили, изменив контуры и внешний вид. Также Госпром потерял оригинальную штукатурку, вместо нее появилась обычная современная.

«Здание находится на балансе областной администрации, которая и проводит реконструкцию. В то же время департамент охраны наследия ХОГА подавал Госпром в предварительный перечень объектов ЮНЕСКО во второй раз, просто повторив формулировку, с которой его пытались включить в этот список в 90-х. То есть одна рука будто защищает здание, а другая — уничтожает, делает все, чтобы комиссия, если она когда-нибудь приедет, увидела, что этот объект не стоит того, чтобы попасть в список ЮНЕСКО», — считает Евгения Губкина.

В подобных обстоятельствах есть смысл подавать Госпром в список ЮНЕСКО не как архитектурный памятник, а как часть градостроительного комплекса — площади. Для комитета ЮНЕСКО важно, когда за заявкой стоит определенная идея, отражающая целую эпоху. У комплексного градостроительного объекта гораздо больше возможностей соответствовать такому подходу.

Днепрогэс

Фото: Денис Давыдов
Фото: Денис Давыдов
Фото: Денис Давыдов
Фото: Денис Давыдов
Фото: Wikimedia Commons

Это первая гидроэлектростанция на Днепре, построенная в 1930 году. За работой наблюдал американский консультант, инженер Хью Линкольн Купер. Во время Второй мировой войны часть сооружения была разрушена, однако затем полностью воссоздана из тех же материалов с участием автора первого проекта, архитектора Георгия Орлова.

Это действующая электростанция, не имеющая статуса памятника архитектуры, а только статус памятника истории. Поэтому нынешние собственники могут перестраивать Днепрогэс по своему усмотрению.

«Местные власти воспринимают эту архитектуру только как производственную мощность и не продвигают идею о реставрации объекта и признании его памятником архитектуры. Здесь есть экономические факторы, потому что эксплуатантам электростанции нужно иметь возможность ремонтировать ее, производить достройку. Недавно были заменены турбины в машинном зале, но пока нет информации о состоянии интерьера там, который довольно интересен», — рассказывает Евгения Губкина.

В этом году Министерство инфраструктуры обнародовало планы по реконструкции дамбы с надстройкой автомобильной эстакады. Эксперты считают, что это может полностью уничтожить историческую ценность Днепрогэса.

Район ХТЗ (Новый Харьков)

Фото: Елена Сапонова

Поселок рабочих Харьковского тракторного завода на 112 тысяч жителей начали проектировать в 1930-м под руководством известного киевского архитектора Павла Алешина. Новый Харьков планировали как идеальный линейный город с большим количеством озеленения. До недавнего времени этот район оставался одним из самых зеленых в Харькове. Однако в последние годы большая зеленая зона вокруг ХТЗ была застроена. «Как это всегда бывает у нас, с приходом капитала стремительно теряется аутентика, а вместе с ней и дух места», — говорит Катерина Кублицкая.

Евгения Губкина обращает внимание на еще одну особенность харьковского соцгородка: здесь есть объекты, спроектированные женщинами. Например, архитектор Нина Манучарова является автором детских яслей-садов для Нового Харькова. Эксперт добавляет, что среди перечня объектов наследия ЮНЕСКО нет ни одного, спроектированного женщиной, и Украина могла бы стать первой в этом.

Малый Галагов, или чешский квартал в Ужгороде

принцип городской планировки, популярный среди архитекторов-модернистов в ХХ веке, при котором расселение проводят вдоль определенных направлений — рек, дорог и так далее

29_big (1)
Фото: Wikimapia
51_big
Фото: Wikimapia
29_big
Фото: Wikimapia

После Первой мировой войны Закарпатье вошло в состав Чехословакии, а Ужгород стал столицей края. Здесь началось масштабное строительство — новый статус города требовал как административных сооружений, так и новых жилых кварталов. Местность Галагов на правом берегу реки Уж была экспериментальным плацдармом для чешских и местных архитекторов. Чешский квартал отличается от аналогичных объектов на востоке Украины, таких как соцгородок в Харькове и Запорожье, тем, что он является примером европейской межвоенной архитектуры, а не социалистической. И там до сих пор сохранились достаточно цельные кварталы.

Соцгород в Запорожье (Шестой поселок)

Соцмісто2
Фото: Денис Давыдов
Соцмісто1
Фото: Денис Давыдов

Рабочее поселение в Запорожье начали возводить одновременно с Днепрогэсом в конце 20-х годов. Планировали, что там будут жить работники будущей электростанции, а также металлургического завода. Авторами проекта стали известные архитекторы Виктор Веснин, Георгий Орлов, Николай Колли, Ольга Яфа и Виталий Лавров. Строительство длилось три года и завершилось в 1932-м.

Во время Второй мировой войны большинство сооружений поселения были серьезно повреждены, но после его полностью восстановили в оригинальном виде. Шестой поселок сохранил свою стилистическую айдентику, а недавно более десяти домов в этом районе получили статус памятника архитектуры и градостроительства местного значения.

Киностудия имени Довженко

7tsaoz0rsmmpwlimd0
Фото: Из подборки Эмиля Панасюка
eda6684og9xg8e6tvt
Фото: Из подборки Эмиля Панасюка

Создать полноценную кинофабрику в Киеве решили в середине 1920-х, до этого в Украине не существовало сооружений, специально приспособленных для кинопроизводства. На конкурсе победил проект архитектора Валериана Рыкова, предложившего возвести гигантский съемочный павильон площадью более 3 тысяч квадратных метров. А в общей сложности киностудия занимала 40 гектаров.

Строительство было начато в 1927-м на тогдашней промышленной окраине Киева. В том же году здесь сняли первый фильм, а полноценно студия заработала в 1930-м. С ней связан расцвет украинского кинематографа в начале 30-х и деятельность таких режиссеров, как Дзига Вертов и Александр Довженко, чье имя студия носит с 1957 года.

«Валериан Рыков — архитектор старой, дореволюционной школы. Он создал довольно привлекательную архитектуру с использованием красного кирпича. Кроме того, там очень интересные с инженерной точки зрения металлические конструкции. В целом это очень интересный пример именно индустриальной архитектуры, которых в перечне ЮНЕСКО не хватает», — отмечает Евгения Губкина.

По мнению экспертки, даже сам разговор о том, что павильону Довженко нужно предоставить высокий охранный статус, может способствовать качественной реставрации по международным стандартам.


Материал подготовлен в сотрудничестве с экспертами цифрового проекта «Украинский конструктивизм». «Украинский конструктивизм» — мультимедийное действо, посвященное проблемам сохранения и продвижения архитектуры конструктивизма, с участием украинских музыкантов Наты Жижченко (ONUKA) и Евгения Филатова (The Maneken), датского балетмейстера Себастиана Клоборга, украинско-датского художника и архитектора Сергея Святченко, украинского архитектора и исследовательницы модернизма Евгении Губкиной. Проект реализуется общественной организацией Urban Forms Center при поддержке Украинского культурного фонда.

Новое и лучшее

37 611

8 844

10 798
11 035

Больше материалов