Кино

Аттракцион тревожности: Как мультфильм «Этот дом» обманывает зрителей

У кукольного мультфильма «Этот дом», выпущенного Netflix в середине января, есть все, чтобы стать хитом: милые герои, запоминающаяся эстетика, интерьеры в духе фильмов Уэса Андерсона. Правда, возникающее при просмотре умиление быстро проходит. Данил Леховицер рассказывает, как создатели мультфильма обманывают зрителей и почему мы должны быть за это благодарны.

Мультфильм «Этот дом» — антология из трех историй, снятая сразу четырьмя режиссерами (Ники Линдрот фон Бар, Эммой Де Свааф, Марком Джеймсом Рулсом и Паломой Баэса). Первая часть рассказывает о том, как обедневшая дворянская семья, распродав почти все доставшееся в наследство имущество, переезжает в английскую глушь. Глава семейства Реймонд страдает не только от финансовых проблем, но и от нападок родственников, которые регулярно посещают его небольшой дом. Однажды герой встречает в лесу передвигающийся без носильщиков паланкин. Внутри — вампирического вида богатей. Он говорит, что готов построить Реймонду особняк бесплатно, но при условии, что в нем семья будет жить не сама. Приставленная к ней прислуга почти всегда скрыта, а яства попадают на стол сами собой, будто бы жильцов обслуживают призраки.

Во второй части мультфильма английская глушь превращается в современный город, но дом остается прежним. Антропоморфная безымянная мышь, погрязшая в долгах, хочет отреставрировать, а затем продать особняк. Денег на реализацию задуманного не хватает, поэтому мышь пытается придать зданию товарный вид своими силами. Она спешит, чтобы успеть к вечеринке, на которой соберутся потенциальные покупатели. Встреча идет из ряда вон плохо, но находится семейная пара, крайне заинтересованная в приобретении особняка. Потенциальные покупатели ведут себя странно: просят остаться на ночь, лезут в джакузи без спроса, а после и вовсе приглашают в дом погостить свою многочисленную семью (очень схожий сюжет об ужасе навязанного соседства был в фильме Романа Полански «Жилец», где сосед по лестничной площадке превращается в надзирателя и почти демоническую фигуру).

Третья часть переносит зрителя в постапокалиптическое будущее. Мир ушел под воду, но дом кошки Розы уцелел. Как и мышь из второй части, она мечтает отреставрировать это здание, но не ради продажи, а чтобы привлечь арендаторов. Проблема в том, что в пострадавшем от катаклизма мире нет никого, кто мог бы снять помещение, а само строение вот-вот исчезнет.

Прежде всего «Дом» удивляет кукольной анимацией. Визуально первая история выполнена в стиле фелтинг (оттого ее персонажи похожи на чучела из валяной шерсти), остальные две скорее напоминают мультфильмы Андерсона. Не устаешь удивляться мастерству создателей, особенно зная, что кукольный мир — это результат ручного, почти без помощи технологий, дотошного труда.

Не устаешь удивляться мастерству создателей, особенно зная, что кукольный мир — это результат ручного, почти без помощи технологий, дотошного труда.

Второй повод для удивления — легкость, с которой авторы обманывают зрителей. Умиляясь крохотным героям, вы не замечаете, как кажущаяся на первый взгляд детской история превращается в триллер, напичканный черным юмором. Здесь нет монстров, зато есть саспенс, приносящий ощущение психологического дискомфорта от ожидания того, что они вот-вот появятся.

Монстров нет, зато есть саспенс, приносящий ощущение психологического дискомфорта от ожидания того, что они вот-вот появятся.

техника работы с шерстью

В каждом случае дом является вместилищем фобий, характерных для времени, в котором живут герои. В первой истории, разворачивающейся в Эдвардианскую эпоху, персонажи боятся призраков и одиночества в гулком гигантском особняке (и вместе с тем ощущения, что ты никогда не бываешь один); во второй, рассказывающей о современности, — постоянного чувства острого соседского локтя; в третьей, которая происходит в воображаемом будущем, — того, что дом исчезнет. Следует признать, это довольно редкое, штучное ощущение — испытывать тревогу после просмотра мультфильма.

Впрочем, есть у «Этого дома» недостатки. Первый: сюжетно «историческая» часть антологии заметно уступает остальным двум (что не портит общего впечатления от просмотра). И второй, куда более серьезный: мультфильм слишком быстро заканчивается.

Новое и лучшее

37 612

8 846

10 799
11 035

Больше материалов